Уже сейчас мегаполис перетягивает большой процент иностранных инвестиций.
В первом полугодии 2018 увеличить объем прямых иностранных инвестиций удалось девяти регионам из 17.
Наибольшая их концентрация традиционно пришлась на Атыраускую область — 40,8% ($5 млрд за 1 полугодие 2018, из них $2,3 млрд — за 2 квартал) от всех инвестиций, привлеченных Казахстаном.
На 2 месте по привлечению внешних инвестиций оказался Алматы — 22,7% ($2,8 млрд за 1 полугодие, из них $1,3 млрд — за 2 квартал). Более того, по сравнению с показателями 1 полугодия 2017,
южной столице удалось увеличить приток иностранных инвестиций на 64%
По словам Рашида Жаксылыкова, экономиста и председателя президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана, сегодня в Атырауской области прямые инвестиции в основном направлены на проект расширения ТШО и ПУТ (проект устьевого давления).
— На общие строительные работы, по общим оценкам, было потрачено $8 млрд. В основном это деньги Chevron и других спонсоров, которые входят в состав ТШО.
В настоящее время других крупных проектов в Атырау нет, однако в 2019 году NCOC собирается потратить около $7 млрд. Если же в 2019 стартует проект расширения Карачаганака, первые деньги поступят в 2020 году. Это означает, что
Западно-Казахстанская область тоже может стать одним из лидеров по привлечению инвесторов
Что касается южной столицы, сегодня это экономически независимый город-донор, где сосредоточена самая большая концентрация предпринимателей, а привлечение инвестиций — исключительно их заслуга.
В Алматы базируется 70-80% казахстанского Форбса
Если говорить о диверсификации экономики, она начнется именно отсюда. Сколько можно надеяться на нефть, а при закладке бюджета бесконечно оглядываться ценовой коридор?
Кстати, несмотря на то что Алматинская область соседствует с Китаем и имеет большие возможности стать лидером по привлечению инвестиций за счет проекта «Хоргос – Восточные ворота», пока ей этого сделать не удается, — отмечает Жаксылыков.
По словам экономиста Магбата Спанова, успех Алматы в привлечении иностранных инвестиций во многом связан с китайскими проектами. Они касаются строительства нескольких заводов на территории города.
— Кроме того, постепенно инвестиции вкладываются в туристические объекты — гостиницы и дороги, часть средств идет в сферу образования.
Алматы всегда был финансовым лидером, а «лицо города» — это малый и средний бизнес
Здесь зарегистрированы многие компании, потому что именно в этом менаполисе сложились наиболее комфортные условия и достаточно специалистов. В этом плане Астане пока трудно соперничать, — отмечает экономист.
Между тем в феврале 2019 в Казахстане намерены создать Фонд прямых инвестиций в несырьевой сектор, который будет действовать по принципу соинвестирования с иностранными инвесторами. Основная цель — реализация крупных и прорывных проектов.
Жаксылыков считает, что фонд поможет успешно создавать совместные предприятия.
— Почему у нас такая модель пока не клеится? Потому что нет рационального подхода со стороны казахстанских компаний. Инвестор, заходя на наш рынок, привносит новые технологии и приглашает квалифицированных работников.
А наши в ответ могут дать лишь 30-50 га земли и заявляют, что это будет стоить 50% долевого участия. Другой вопрос, если мы шагнем от 30%, ежегодно повышая на 5%. Такой подход сможет изменить характер бизнеса в Казахстане.
От сырьевой модели мы перейдем к обрабатывающей, поднимем другие сектора бизнеса и сможем диверсифицировать экономику. И новая площадка посодействует в этом, — убежден Жаксылыков.
По мнению Спанова, создание организационных структур, которые должны решать те или иные проблемы, приводит к обратному эффекту. Вместо того чтобы облегчать работу, они ее тормозят.
— Я не знаю, к чему это приведет. В свое время у нас была введена программа государственно-частного партнерства (ГЧП). Недавно по ней отчитывались в парламенте, и стало очевидно, что осталось только государственное, без частного.
Несырьевой сектор давно хотят поднять, но пока мы топчемся на месте
В целом, я считаю, Фонд прямых инвестиций в несырьевой сектор ничего не даст, так что эта структура нам не нужна, — заключает экономист.