Большинство россиян вынуждены экономить, а почти четверть населения живет в бедности и нужде.
К таким выводам пришли эксперты РАНХиГС, проводившие социологический опрос в октябре 2018 года, пишет РБК. Эксперты разделили население России на четыре группы по критерию потребительского благополучия:
В зоне бедности находятся 22% участников опроса, то есть их доходы не позволяют приобретать товары сверх минимально необходимого набора базовых продуктов питания. Иными словами, гражданам этой категории приходится выбирать между картофелем и необходимыми лекарствами.
В зоне потребительского риска оказались 35,6% респондентов, их текущие доходы позволяют иметь нормальное питание и покупать повседневную одежду, но приобретение предметов длительного пользования (к таким товарам относятся, к примеру, мебель, компьютер, холодильник, смартфон) вызывает крайние сложности, а перспективы повышения материального статуса при этом отсутствуют. Чтобы поменять мебель или сломавшийся холодильник, такие люди влезают в кредиты или экономят на еде.
Самая нестабильная группа — это зона возможных изменений. В нее попали граждане, которые затруднились оценить свои потребительские возможности в следующем году. Например, для части респондентов в этой группе покупка предметов длительного пользования в настоящее время вызывает сложности, но они ожидают повышения уровня материальной обеспеченности, для других же есть возможность приобрести товары длительного пользования, но они предполагают, что их материальное положение ухудшится в ближайшем будущем.
В зоне потребительского комфорта находятся только 28,3% россиян — столько респондентов сообщили, что могут позволить себе приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.