4 октября на платформе Совета по международным отношениям (СМО) в США состоялось заседание узкого круга специалистов американских аналитических центров. Мероприятие было посвящено состоянию отношений между Штатами и Турцией. Эксперты пытались предсказать дальнейшие перспективы, но к единому мнению так и не пришли.
В числе участников были сотрудники СМО в области ближневосточной политики Генри Барки и Стивен Кук, специалисты ведущих академических учреждений США, которых президент Турции обвинял в участии в заговоре с целью его свержения.
Модератором заседания выступил «узкопрофильный ястреб» Джеффри Кемп, участник программ региональной безопасности СМО. Кемп задал тон дискуссиям, заявив, что
Турция и внутри, и за ее пределами трансформировалась в авторитарно-популистский режим под руководством одного человека
Кроме того, репрессии, ущемление прав человека, закрытие СМИ, консолидация власти — все это не может не беспокоить администрацию США.
В то же время Барки отметил, что больным местом Турции является экономика, инфляция которой растет и сегодня составляет 25%. В связи с выдвигаемыми против него обвинениями в подготовке свержения Эрдогана эксперт пояснил, что он действительно был в стране во время путча и его подавления. Но цель его визита была совершенно иная — он приехал туда на международную конференцию, посвященную ситуации в Иране.
В свою очередь Стивен Кук отметил, что Эрдоган играет на настроениях населения, заявляя, что Турция — это великая держава со своими правами. Эксперт сослался на слова Эрдогана, произнесенные во время заседания ООН: «Мир больше большой пятерки», имея в виду 5 постоянных членов Совбеза ООН.
Эрдоган ведет Турцию курсом региональной державы, но результаты такого пути пока непонятны
Вызовы перед Турцией следующие: твердая позиция Асада в Сирии, неопределенность по вопросу принятия страны в ЕС и растущая напряженность в отношениях с США.
Тем не менее, Анкара делает шаги навстречу Америке. Так, 1 октября Эрдоган заявил, что надеется на пересмотр Вашингтоном своего отношения к Турции и обе страны будут развивать отношения в духе стратегического партнерства.
12 октября Анкара освободила американского проповедника Эндрю Брансона, которому грозило 35 лет тюремного заключения за связи с Гюленом и подготовку военного переворота в июле 2016 года.
Как отметил Кук, политика Эрдогана принесла определенные плоды: например, как минимум хоть какое-то подобие рабочих отношений с Россией, каковых у Турции в годы холодной войны не было совсем.
Эксперт также сказал, что
стратегическая полезность Турции для США сегодня выглядит «теоретической»
Несмотря на то что обе страны негативно относятся к Асаду, Турция недовольна, что США поддерживают вооруженные отряды сирийских курдов (YPG). Последние тесно связаны с Курдской рабочей партией (PKK), которая давно ведет борьбу за собственную автономию и является для Анкары террористической организацией и смертельным врагом.
Турция ведет переговоры с Россией о покупке комплексов С-400, что нервирует ее партнеров по НАТО, включая США
Кроме того, Вашингтон недоволен, что турецкие банки помогали Ирану. Также, со слов Кука, США разделяют опасения Израиля и своих арабских союзников, что Турция может поддерживать экстремистов Сектора Газа и других горячих мест региона.
На заседании эксперты затронули и вопрос освобождения пастора Брансона и Фетхуллы Гюлена, которых Эрдоган обвиняет в организации попытки вооруженного переворота в 2016.
Политологи сошлись во мнении, что турецкая власть обязательно использует это освобождение в качестве доказательства независимости судебной системы страны.
В Турции по сей день в тюрьме содержатся граждане США. По некоторым данным, это 20 человек, обвиняемые в терроризме, и три дипсотрудника, которых турецкие власти пытаются обменять на Гюлена. Кстати, США официально заявили, что оснований для выдачи Турции Фетхуллы нет.
О потеплении отношений между Россией и Турцией и выходе страны из НАТО Барки высказался скептично:
«Можно жеманничать с русскими, когда у тебя за спиной НАТО»
Кук добавил, что если Турция купит С-400, это усугубит ее растущую изоляцию в НАТО.
Резюмируя встречу, эксперты подчеркнули, что Трамп и Эрдоган могли внести вклад в ухудшение отношений между странами, но корни проблемы глубже и лежат в самой структуре.
Каких-то конкретных выводов о будущем отношений США и Турции аналитики не сделали. Скорее всего, как следует из вышеизложенного, потому что политологи не пришли к единому мнению.
Тем временем Турция успешно и ретиво раскрутила дело о диком и нелепом убийстве журналиста Джамаля Хашогги на территории консульства Саудовской Аравии в Турции.
23 октября, выступая в парламенте, Эрдоган заявил, что вынесет на международную арену вопросы о главном заказчике операции, в результате которой погиб Хашогги, и призовет сообщество к рассмотрению факта, почему объяснения Саудовской Аравии, признавшей факт убийства, были противоречивы. Кроме того,
президент потребовал, чтобы суд над виновными в убийстве состоялся в Турции
Все это делается неспроста. Полагаем, турецкие власти учли тот факт, что саудовская правящая династия давно и активно инвестирует в экономику США. Сегодня же элита в недоумении из-за политических трансформаций, которые происходят в Турции с тех пор, как к власти пришел Эрдоган.
А теперь саудиты растеряны еще больше, потому что США, скорее всего, могут подвергнуть Саудовскую Аравию санкциям.
Для Америки в настоящее время Сирия, Иран, Турция и Саудовская Аравия представляют большую проблему. И дело не только в структурных проблемах между Вашингтоном и Анкарой, а в проблеме отношений США и всего Ближнего Востока.