Политики без экономики не бывает, поэтому членам Евразийского союза не избежать последствий антироссийских санкций Запада.
О развитии интеграции, а также о том, почему казахстанским экспертам не нужно мешать двигаться в Европу и США, высказался Григорий Трофимчук, председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей».
— Как бы вы оценили качество экспертного диалога Казахстана и России на уровне взаимодействия между «мозговыми центрами» двух стран, а также медийное сопровождение этого процесса?
— Экспертный диалог между РФ и РК является наиболее обеспеченным, если иметь в виду наличие профессиональных площадок. В том числе таких, как Российско-Казахстанский экспертный IQ-клуб, созданный для поиска и практического внедрения рекомендаций.
Не говоря уже о спектре соответствующих вузов, связанных с евразийской тематикой, которые не только вырабатывают идеи, но и готовят кадры. Я бы сказал, что эта
российско-казахстанская модель является образцом для аналогичных подходов не только в ЕАЭС, но и в более широких масштабах
Медийная сфера также включена в этот процесс, но при этом надо понимать, что журналистам более интересна «живая» информация о деятельности евразийских структур, а не набор отчетов чиновников.
Поэтому важен не только поиск перспективных идей, но и стиль их популяризации,
чтобы евразийская интеграция не выглядела скучной как внутри, так и снаружи, это было бы страшнее всего.
— В Казахстане отчетливо обозначается тренд постепенной переориентации национальной интеллектуальной мысли на западные подходы и стандарты. Интеллектуальную повестку все чаще задают специалисты, прошедшие подготовку в западных вузах. Не вызывает ли это трудности в построении диалога между российскими и казахстанскими экспертными сообществами?
— Да, мы замечаем постоянную подспудную тягу части казахстанской интеллектуальной мысли на Запад. Более того, наблюдатели видят, что Казахстан готов считать себя частью Европы. Но это происходит только от того и только до тех пор, пока собственно евразийский потенциал не стал давать явную, фактическую отдачу.
В ЕС мы никому не нужны, надо в этом отдать себе, наконец, отчет. Поэтому и создан ЕАЭС
Чтобы самим решать все свои вопросы, прежде всего социально-экономические. Рваться в сторону Запада можно было бы в том случае, если бы у нас не было своих специалистов-интеллектуалов высокого мирового уровня.
Повторюсь, что в Европе нас никто не ждет. Нас там негласно как держали за «азиатов», так и продолжают держать, пусть даже не говорят об этом вслух. Поэтому стремиться в тот круг не просто бессмысленно, но и смешно.
При этом я бы никогда не стал бы препятствовать стремлению казахстанских интеллектуалов пройти мимо России на Запад
Каждый должен сам понять и пропустить через себя все, что происходит в мире.
— Есть ощущение, что евразийская интеграция, демонстрировавшая в первые годы (особенно с созданием Таможенного союза) быстрый рост, перешла в стадию стагнации. Как вы считаете, должны ли эксперты расширять круг тем, приемлемых для обсуждения, даже если на нынешнем этапе они не соответствуют политическим установкам элиты?
— Евразийский экономический союз работает в полном объеме с начала 2015 года. Это достаточный срок для того, чтобы не только чиновники салютовали о своих успехах, а чтобы все народы, входящие в ЕАЭС, почувствовали позитивные сдвиги на себе.
Здесь мы пока мало что можем продемонстрировать, чтобы кардинально усилить имидж союза
В том числе это касается облегчения визовых, таможенных, тарифных и прочих режимов, а также максимальной свободы передвижения хотя бы в приграничных областях.
Возможно, мешают объективные факторы, к примеру такие как борьба с терроризмом
Однако это не может служить оправданием сохранением барьеров и шлагбаумов внутри нашего сообщества. Не для того мы его в конце концов создавали.
В ЕАЭС должно быть максимально спокойно и комфортно всем, только в этом случае сюда будут стремиться новые страны и структуры. Конечно,
ЕАЭС продолжает расширять свои границы и рамки, достаточно посмотреть на Вьетнам и Иран
Однако и они уже требуют конкретики. Тем более Иран, которому в силу западного и внутреннего давления ждать уже абсолютно некогда.
Что касается сфер действия и деятельности наших экспертов, они должны действовать в максимально свободном и широком режиме, исследуя любые актуальные темы. Этим независимые эксперты и отличаются от чиновников.
Они могут тестировать любую проблему в нужном режиме. В противном случае не будет найдено нужных решений ни по одной из них.
Ориентироваться на установки элиты они не могут и не должны. Иначе эти представители «элиты» могут «похоронить» и себя,
и свои страны, не понимая происходящего вокруг. Да, Казахстан всегда четко и ясно обозначал формат своего участия в ЕАЭС, кстати, как и Беларусь: никакой политики, только экономика. Однако нужно понимать, что
экономики без политики не бывает в принципе, хотя либеральные экономисты постоянно пытаются доказать обратное
Поэтому скажем так: судя по развитию негативной динамики во всем мире, от политики нам никуда не уйти.
Естественно, мы понимаем, что некоторые партнеры России опасаются так называемой «политики», так как не хотят попадать в круг ее политических проблем. При этом необходимо понять, что
политические проблемы придут к вам сегодня и без России
Тем более в случае, когда защитное поле будет окончательно снято. Но убедиться в этом придется уже потом, когда ничего исправить уже будет нельзя.
Поэтому не стоит дистанцироваться от текущих непростых вопросов, их надо решать в совместном режиме, коль у нас есть такая прекрасная возможность.