Стратегические запасы сахара и других важных товаров на складах стабилизационных фондов призваны противостоять дефициту и инфляции. Однако сахар подорожал. Почему не сработала подушка? Или это она так сработала?
В начале октября первый вице-министр сельского хозяйства Арман Евниев доложил премьер-министру о росте цен на социально значимые продукты. С его слов, сахар в стране подорожал на 17,6 %, рис — на 11,3 %, капуста — на 8,6%.
Для борьбы с резкими колебаниями цен на продовольствие в Казахстане работает целая сеть социально-предпринимательских корпораций. Они формируют специальные стабилизационные фонды для товарных интервенций при росте цен. Работа и использование резервов стабфондов утверждена постановлением правительства.
В резерв входит 19 социально значимых товаров:
В случае резкого роста цен на эти товары или возникшего дефицита запасы стабфондов распродаются на рынке.
По данным первого вице-министра сельского хозяйства, по состоянию на 20 сентября 2018 года в стабфондах хранилось 4,5 тыс. тонн продовольствия. Из них 2,16 тыс. тонн — сахар.
Из-за возникшего в сентябре ажиотажа на сладкий песок минсельхоз поручил стабфондам докупить еще 10 тыс. тонн сахара
Как они сработали? Что не дает ценам упасть? В этом мы разбирались с нашими экспертами.
— Железных правил работы стабилизационных фондов нет, — говорит экс-вице-министр сельскогохозяйства, ныне — глава Союза сельхозкооперативов Казахстана Толеутай Рахимбеков. — Основа работы стабфондов идет из закона о государственном регулировании, развитии АПК и сельских территорий. Он рамочный, все остальное регулируется уже отраслевыми актами.
В 2011 году впервые во время резкого роста цен появилось понятие региональный стабилизационный фонд. И впервые через Продкорпорацию 16 социально-предпринимательским корпорациям (СПК — ред.) дали кредитов по 1,5 млрд тенге.
По идее, это должен был быть бюджет, но такие технические операции в межбюджетное время невозможны. Примерно через полгода бюджет отправил трансфертами деньги в области, чтобы их вкачали в уставный капитал СПК. Так они смогли вернуть долг Продкорпорации.
С тех пор у СПК есть эти деньги. Кое-где даже по 4-5 млрд тенге крутится
На них в период уборки урожая они должны закупать продовольственные товары и держать их до особого периода, когда начнется рост цен на социально значимые товары. Решение об интервенции де-юре принимает комиссия, а де-факто — аким области. Закуп у товаропроизводителей осуществляется по правилам госзакупок.
— То есть эти закрома физически существуют?
— Да. Либо на арендуемых, либо на собственных складах СПК. Мы работали в Караганде, там есть овощебаза на 3 тыс. тонн.
— Овощи и фрукты — это скоропортящиеся продукты, как часто их обновляют и куда девают просрочку?
— В списке социально значимых продуктов огурцов и помидоров нет. Список тех, на которые контролируются цены, есть в постановлении правительства. Когда запасы обновляют, СПК продают остатки на рынок.
— Через госзакупки?
— Нет. В каждой области все по-разному. Вот в Караганде, допустим, было порядка 20 социальных павильонов, находящихся в собственности СПК. И везде идет реализация по социальным ценам, то есть ниже рыночных. Но там только часть продукции из стабфондов, около 5-7%.
И дешевая продукция туда, как правило, поступает путем выкручивания рук районам областными акиматами
Те, в свою очередь, выкручивают руки фермерам, чтобы привозили и подешевле продавали.
— А кому продаются запасы из стабфондов? Ни разу не видела никаких объявлений о распродаже продуктов питания из запасов фонда.
— Любому желающему. Перед распродажей, как правило, акиматы через региональные СМИ сообщают о планируемых мероприятиях. Над этим работают целые отделы.
— Как считаете, часто ли все эти дешевые продукты из запасов стабфондов оптом скупают какие-то заинтересованные лица для дальнейшей перепродажи по рыночным ценам?
— Вполне.
— Государство этот процесс никак не регулирует? Все это работает по принципу «кто первый — того и тапки»?
— Я вообще сторонник того, как поддерживают социально уязвимых в Москве. Им лучше платить деньгами. Увеличить адресную социальную помощь. Не надо всех этих регулирований. Регулирование всегда связано с какими-то манипуляциями.
— Кто устанавливает закупочные цены в стабфонды?
— Никто.
— А как в таком случае исключить коррупционный момент?
— Это невозможно. И факты были — вплоть до того, что половина денег уходила впустую. Приведу образный пример.
Купили, к примеру, тысячу тонн сахара на 600 млн тенге. Пришла проверка, а сахара нет
Или купили тысячу тонн картофеля. Даже если по 40 тенге за килограмм — это уже 400 млн тенге. Проверка приходит — картофеля нет. Где? Отвечают: мол, не смогли сохранить, пропал.
— А на самом деле его могли продать в два раза дороже и навариться?
— Конечно. И хотя бы исходные деньги на место возвращали! Но нет ничего — ни денег, ни картофеля.
— А случайно не за такие дела нескольких руководителей СПК не так давно отправили в места не столь отдаленные?
— В 2012-2013 годах — да, скорее всего, за это. Как раз шло использование первых денег стабфонда.
— А кто контролирует все эти дела? Чтобы цены закупочные и цены реализации соответствовали целям образования этих стабфондов?
— Реально никто. Это должно быть прописано в законе. Мониторинг ведет Министерство нацэкономики, в нем есть целый комитет торговли. Там же работают над развитием малого и среднего бизнеса.
— Эти стабфонды стратегические, как и резервный фонд на случай чрезвычайных ситуаций? Или туда можно попасть?
— Нет. Это совсем другое. Конечно, туда можно попасть. В 2017 году, когда я работал в минсельхозе, тогдашний министр Мырзахметов отвечал за эти вопросы, а я, как его заместитель, информировал его о запасах продовольствия. Миннацэкономики докладывало ему же о мерах регулирования рынка. Информация не секретная.
— Какие нарушения в работе стабфондов вы чаще всего находили?
— Конкретно сказать не могу, потому что на руках должны быть материалы уголовных дел. Но, как я уже говорил, бывали и случаи, когда деньги растворялись, а продукции нет. Чтобы такого не происходило, все должно регулироваться законом. Там же ведь есть и другая сторона. Допустим, СПК работает, показывает результаты. Приходит аким и предупреждает о начале контроля или проверке, а полномочий таких, допустим, у него нет.
Так вот, закон должен конкретно расписывать все полномочия, чтобы исключить какие-то внешние влияния на работу стабфондов
Людям, которых назначают акимы, можно и руки выкрутить, и наклонить, куда положено. Этого исключать нельзя.
— Во сколько ежегодно обходится бюджету обновление запасов стабфондов?
— Точно я вам не скажу, потому что все зависит от цен на рынке, объемов потребления области и так далее. Примерно 2-3 млрд тенге в каждой области. В общем, если сказать, что 50 млрд по стране, это не будет ошибкой. Финансирование идет не из республиканского бюджета, а из региональных.
Бывший депутат мажилиса, а ныне председатель Общественного совета по развитию АПК Михаил Трошихин говорит, что ежегодные скачки цен на социально значимые товары — следствие плохой работы акиматов.
— Специально для сдерживания роста цен содержатся социально-предпринимательские корпорации в регионах.
Их задача — конкурировать на рынке в сторону понижения. Им для этого выделяются огромные деньги
Просто они очень плохо работают. И абсолютно прав был президент, когда обратился к премьеру и вице-премьерам с вопросом, куда они смотрят. То сахар исчезает, то гречка. За такими вещами же нужно следить.
— Вы считаете, что в рыночных отношениях у акима есть рычаги влияния на цены?
— Да их масса. И социальные ярмарки, и развитие межрегиональных связей — это здорово влияет на цены. Когда юг поставляет на север дешевые овощи, а север на юг — зерно, и так далее. Если бы маслихаты хоть как-то влияли на работу акиматов в этом направлении, мы бы видели на базарах другие цены. Когда спрос маленький, всегда творится безобразие.
— В начале октября дано конкретное поручение — закупить в стабфонды 10 тысяч тонн сахара. А кто-то вообще контролирует, по какой цене они закупят, по какой потом сделают товарные интервенции и так далее?
— Мне всегда интересно, когда ваши коллеги освещают торжественные выходы акимов в народ. Особенно только назначенных.
Смотришь — идут по рынку, смотрят на ценники с обратной стороны, где специально для них рисовали. Радостные лица, умиротворенные
Это от нежелания управлять этими процессами, хотя все управляется. Любое цивилизованное государство в случае резкого скачка цен тут же придумывает какие-то субсидии, какую-то другую помощь социально уязвимым слоям. У нас тоже таких механизмов много. Просто они плохо используются. Точнее — не используются совсем.
Несмотря на все поручения, сегодня средняя цена на него по республике составляет 200 тенге. Проскакивают объявления об оптовой продаже от 50 тонн по 140-150 тенге. Но кое-где розничные цены достигают 370 тенге за килограмм.