«Айка» — самый нашумевший фильм 2018 года. Этой картиной Казахстан может по праву гордиться, ведь впервые в истории страны наша соотечественница, актриса Самал Еслямова, стала лучшей актрисой Каннского кинофестиваля.
Мы встретились с Самал Еслямовой накануне ее дня рождения (а он 1 сентября) и завалили ее тестами и вопросами:
— Самал, какой из этих фильмов — «Жестокий романс», «Любовь и голуби», «Терминатор», «Формула любви» — твой самый любимый?
— «Жестокий романс».
— Ты хотела бы сыграть роль бесприданницы?
— Никогда не думала. Но если бы мне предложили, я с удовольствием бы сыграла.
Самал Еслямова прошла тест на дефекты в прямом эфире
— Как ты считаешь, роль, за которую ты получила высокую награду, лучшая в твоей жизни или она у тебя еще впереди?
— В мировом кинематографе роли, когда актер находится 99,9 процентов фильма в кадре, это большая редкость. Наверное, по пальцам одной руки можно пересчитать. И сыграть в такой картине — это большая честь. Наверное, такой роли уже не будет, хотя… Жизнь все-таки непредсказуемая штука.
Мы делали эту картину очень долго, и на мой взгляд, она действительно очень сильная, затрагивающая самые сокровенные чувства.
Мне кажется, нам немного не хватило времени, чтобы довести ее до совершенства и сделать самой лучшей
В процессе работы мы не думали о первых местах, призах. Только в Каннах мне очень захотелось, чтобы мы выиграли.
А когда меня объявили лучшей, начался какой-то сон, в котором ты все понимаешь, но не осознаешь, насколько это все реально.
— А ты репетировала перед зеркалом, что будешь говорить, когда получишь «Оскар»?
— Нет-нет. Знаете, я очень люблю смотреть Олимпиаду. Всегда думаю, как же это прекрасно стоять на пьедестале! И мне всегда было интересно, что же чувствуют победители в моменты награждения.
— А что ты чувствовала?
— Шок, неожиданность. Можно сказать, что в своей профессии я получила золотую олимпийскую медаль. Я чувствовала, что фильм получит какую-то награду. К тому же, мы получили приглашение на церемонию закрытия.
Осознание, что я стала лучшей, пришло не сразу. Конечно, это очень приятно
— Меня, как продюсера и журналиста, интересуют цифры. Не бюджет, а временные затраты, которые вы отдаете с Сергеем Дворцевым на создание фильмов. Над фильмом «Тюльпан» вы работали четыре года, а над «Айкой» почти семь лет. Почему так долго? И если так медленно работать, то когда жить?
— Жить в кадре. Это наша профессия. Это то, что мы любим по-настоящему. Я очень люблю свою работу, поэтому отношусь к ней не столько как к труду, сколько как к созданию чего-то прекрасного. Без этого было бы гораздо сложнее. Наша цель — качество, мы уходим в это с головой, порой забывая о времени.
— Можно личный вопрос — ты замужем?
— Нет.
— Еще никто не назначил тебя любимой женой?
— Надеюсь, что буду единственной.
— Поступают ли тебе предложения после Каннского кинофестиваля?
— Да, поступают. Время покажет, что будет дальше.
— Известно, что в ГИТИСе ты училась не на актерском, а на режиссерском факультете. Планируешь ли ты реализоваться как кино- или театральный режиссер?
— У нас был первый экспериментальный курс, где мы учились вместе со сценографами. А на режиссерском факультете есть еще и актерская группа, в которой я и училась. Это такой метод микс-обучения, когда режиссеры сразу репетируют с нами. Например, если семестр посвящен Чехову, мы перечитываем все пьесы и можем сами ставить сцены, как это делают режиссеры. Таким образом сразу учимся работать и в качестве режиссеров, и в качестве актеров. Это очень хорошая школа.
— Когда ты познакомилась с Дворцевым, тебе было всего 19 лет. Между вами существует какая-то алхимия? Сергей как-то признался, что писал сценарий «Айки» под Самал Ислямову. После победы в Каннах вы успокоились или ваш тандем готовит еще что-то интересное?
— Если будет роль, которая мне подходит, думаю, что Сергей пригласит. А каких-то проектов, которые мы хотим сделать, пока нет.
Для меня самое важное – это вера в режиссера, вера в его видение и в то, что он предлагает
Я Сергею верю на все 100. И это, конечно же, во многом мне помогает. Когда ты веришь, ты открыт, ты можешь совершенствоваться, пробовать и работать.
— Что режиссер в тебе увидел, почему пригласил на эту роль именно тебя?
— Он посчитал, что я смогу. Сергей знал, что если я за что-то берусь, то сделаю все от меня зависящее. Я всегда иду до конца.
— Предлагаю сейчас отвлечься от кинематографа и спросить, а что тебя привлекает в мужчинах?
— Ум. Мозг.
— А ум виден через что?
— Через глаза.
— Перед тобой когда-нибудь вставал вопрос: семья или карьера, кино или личная жизнь? Приходилось ли тебе чем-либо жертвовать ради кино?
— Нет. Такой дилеммы пока не было. Наверное, если бы у меня была семья и работа, выбрала бы первое.
Я пока еще не встретила человека, с которым захотела бы прожить всю жизнь. Я серьезно отношусь к этому вопросу
— А если ты встретишь своего единственного и ненаглядного, а он скажет: «Все дорогая, больше никаких ролей, никаких съемок. Только дом, дети, кухня».
— Я выберу семью. Думаю, если мой избранник действительно будет любить меня, он захочет, чтобы я была счастлива. Женщина счастлива в материнстве — это самое основное. Но она должна и развиваться.
— Мне удалось посмотреть фильм «Тюльпан», который получил очень много злых комментариев, его многие ругают. Вас обвиняют в том, что вы показываете казахов с неприглядной стороны — нищими, убогими, грязными. А вот критики, наоборот, хвалят Дворцевого. Говорят, что это чуть ли не документальная правда. Кому верить?
— Фильм и вообще искусство тем и уникально, что каждый человек, каждый зритель видит что-то свое. Мы все разные, и то, что нравится вам, мне может не понравиться. В этом вся ценность.
Я не понимаю, почему многие думают, что в фильме отражена убогость жизни. Там очень добрые светлые люди, которые стремятся к прекрасному. Они никому не делают зла, они любят друг друга. Несмотря на то что они не богаты материально, они богаты душой. Это очень добрый фильм.
— История Айки – это история о жизни мигрантов, гастарбайтеров. Чувствовала ли ты себя когда-нибудь в подобной роли? Известно, что ты долгое время училась и жила в столице России.
— В Москве у меня была временная прописка. Я не чувствовала себя мигранткой, для меня Россия не является иностранной страной. В Петропавловске я выросла среди русского населения, и для меня это очень близкий народ, поскольку менталитет, история, культура — все это наше, без разделения на нации.
— Ты считаешь себя казахстанской или российской актрисой?
— Казахстанской. Я гражданка Казахстана, я здесь родилась и выросла.
— Чтобы ты хотела сказать нашим соотечественникам перед тем, как они посмотрят фильм «Айка»?
— Я очень хочу, чтобы дети были рядом с мамами и жили в полной семье.
Самое главное в нашей жизни, чтобы все дети были счастливы
Если посмотрев наш фильм, хотя бы одна мама поймет, что самое главное счастье – это ее ребенок, значит эти семь лет не прошли даром.
Полная версия интервью — здесь.