Банки закрываются, происходят спекуляции с выкупленными долгами, а макроэкономическая среда пока не внушает оптимизма.
На конец сентября 2018 года уровень кредитов казахстанских банков с просрочкой платежей свыше 90 дней (NPL+90) составил 8,52% (1,1 трлн тг).
Для сравнения: в 2017 г. — 12,75% (1,8 трлн тенге).
Экономист Петр Своик отмечает, что уже много лет проблема казахстанских банков заключается в том, что финорганизации вроде и рады списать безнадежные долги, но по тем нормативам, которые устанавливает Нацбанк, не могут этого сделать.
— Нацбанк время от времени идет навстречу слезным просьбам и разрешает списывать, чтобы плохие долги выводились за баланс, — отмечает Своик.
Между тем, как отмечает экономист Асет Наурызбаев, нужно учитывать, что долги были выкуплены у Qazkom и других банков.
— Идет расчистка балансов и плохие долги сваливаются в фонд проблемных кредитов.
Но вместе с реально плохими долгами были отгружены и те , которые на балансе учитывались как хорошие
и за которые еще можно было побороться. Расчистка балансов произошла на большую сумму, чем показано в отчетности.
Банки за свои проблемные кредиты получили живые деньги. А в фонде проблемных кредитов, вероятно, сейчас с ними «химичат», перепродавая коллекторам или самим хозяевам бизнеса.
Но изначально на их выкуп ушли бюджетные деньги — таким образом банки спасаются. Я считаю, что делать этого не нужно.
Если банк не справляется с плохим портфелем, спасать его не надо, его надо банкротить,
— считает экономист.
По мнению Магбата Спанова, сокращение кредитов с просрочкой (NPL+90) связано еще и с тем, что за последние пару лет было закрыто немало банков.
— Уменьшается количество банков, соответственно сокращается общая токсичность кредитов — выживают сильнейшие. Плюс идет игра статистики. В целом, я вижу, ситуация в банках не очень радужная.
Нацбанк, к сожалению, не смог запустить процедуру, связанную с экономическим ростом показателей
Безусловно, конечные цифры хорошие — они показывают какую-то определенную работу, проделанную Нацбанком. Однако макроэкономическая среда пока не внушает оптимизма, соответственно банки не могут развиваться, — считает он.
По словам экономиста, последние скандалы показывают, что
чем больше административного давления, тем хуже финансово-экономическое управление в банках
— Кроме того, если по одним показателям ситуация улучшилась, то по другим, сопутствующим, напротив, ухудшилась. Важно отметить, что сам кредитный портфель также просел — на 5% за год. Да и вообще, есть ли экономический рост за счет интенсивных факторов, повышение производительности, улучшение администрирования финансами? Мы этого пока не видим.
Нынешнее руководство Нацбанка утратило рычаги управления этой сферой
Поначалу я достаточно позитивно оценивал назначение г-на Акишева. Но сейчас вижу, что он бьется, как рыба об лед. У него так и не получилось стать авторитетным в своей отрасли и задавать тон развитию финансово-кредитного сектора, — заключает Спанов.