Казахстан был и остается светским государством, обеспечивающим свободу вероисповедания. Законопроект по вопросам религии, который рассматривается в парламенте, этому никак не противоречит, подчеркивает в статье на sayasat.org политолог Эдуард Полетаев.
Стабильность неизбежна, если соблюдать закон. Поэтому любые попытки распространения идей и взглядов, подрывающих доверие и уважение к определенному религиозному вероисповеданию, а также вызывающих неприязнь и другие отрицательные чувства по отношению к образу жизни и религиозным обрядам, посягают на честь и достоинство граждан Казахстана.
Как защитить Казахстан от экстремистов и псевдорелигии?
В парламенте Казахстана на рассмотрении находится проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Законопроект довольно интересный.
С одной стороны, он предусматривает запрет на распространение идеологии деструктивных религиозных течений, их атрибутов и внешних признаков.
В законодательном словаре
появляются новые понятия «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм»
Другой блок поправок конкретизирует права и обязанности субъектов религиозной деятельности: в частности,
госслужащим предлагается не использовать свое служебное положение для религиозных целей
В свою очередь органы исполнительной власти, в том числе на местах, будут наделены большими полномочиями по мониторингу религиозной ситуации.
С другой стороны, инициаторы поправок заявляют, что введение таких мер требуется для безопасности граждан. Более того,
часть поправок призвана упростить работу религиозных объединений, а также оберегать чувства не только верующих, но и атеистов
Законопроект оказался весьма чувствительным, поэтому депутаты мажилиса и сената довольно щепетильно подошли к его рассмотрению. Кроме того, вносимые поправки оказались интересны для ряда зарубежных СМИ, религиозных и правозащитных организаций. Потому что взаимодействие религиозных организаций и государств отличается друг от друга, что связано с культурными, историческими и геополитическими особенностями каждой отдельной страны.
К сожалению, среди многих распространено неправильное понимание светского характера государства, якобы ужесточающего религиозные свободы. Весь мировой опыт развитых стран говорит об обратном: светская страна не значит атеистическая.
Верующие и религиозные организации являются законной частью общества, имеющей как права, так и обязанности
Все законопроекты, над которыми работают казахстанские парламентарии, пристально рассматриваются на предмет их соответствия Конституции. А для нее характерно закрепление определенного набора гражданских и политических прав, которые создают «пространство свободы» для каждого человека.
Узбекистан не сможет стать светским государством — эксперт
В статье 1 Конституции отмечено, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Это свидетельствует о том, что в Казахстане идея естественных и неотчуждаемых прав человека разделяется обществом и государством, а субъектами этих прав признаются все жители нашей страны. Поэтому
в стране обеспечивается верховенство устоев светского развития Казахстана, четко прописанных в Конституции
К сожалению, в ряде стран наблюдается рост числа людей, которые дезориентированы агитационной и пропагандистской деятельностью нетрадиционных религиозных течений. По этому поводу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» сказал:
«Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений.
Часть молодых людей слепо воспринимает чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет
к чуждому псевдорелигиозному воздействию».
Поэтому информационная работа государственных органов в Казахстане была направлена на усиление и поляризацию светских моделей поведения граждан и демонстрацию ущербности религиозного пути развития общества на примере отдельных стран, которые деградировали и не смогли противостоять вмешательству религии в дела государства.
Все крупные вспышки деструктивной религиозной активности, а также провокационных выпадов в адрес гос.институтов, тем самым ослабляющих светский характер развития казахстанского общества и государства, были локализованы. То есть
идеологи власти смогли обеспечить приоритет принципа светскости государства
Как говорится, каков главный идеолог страны, таков и результат. Государственник Марат Тажин, интеллектуал с большим опытом управления различными структурами, в своей работе всегда ориентировался на системный подход и профессионализм.
В апреле 2018 года американский исследовательский центр Pew Research, базирующийся в Вашингтоне, выпустил интересное исследование. Согласно ему,
большинство государств в мире являются светскими (85%)
Это означает, что они, как правило, нейтральны по отношению к религии. Более 100 стран и территорий, включенных в исследование, не имеют официальной или предпочтительной религии.
О «моде» на строительство мечетей высказался Ермекбаев
Правда, такие страны как США, могут дать преимущества или привилегии религиозным группам, но, как правило, делают это без систематической пользы для определенной группы перед другими.
Только 5 из 28 конституций государств-членов ЕС в свои тексты включают слово «Бог»
Светскость и нейтральность к религии — это один из ключевых выводов исследования, сделанного с использованием анализа конституций стран и основных законов, а также вторичных источников от правительственных и неправительственных организаций.
Лишь в десяти странах государство либо жестко регулирует все религиозные институты, либо активно враждебно относится к религии в целом. И Казахстан к ним не относится.
«Мировой исторический опыт показывает, что
современное государство должно быть светским. При таком условии реализуется максимальный потенциал страны
Чем больше народ увлекается любым радикализмом, в том числе религиозным, тем менее динамично эти государства развиваются», — сказал Нурсултан Назарбаев, выступая в 2015 году на форуме молодежи «С Лидером нации к новым победам!» При этом он подчеркнул, что «речь не идет об отказе от религии».
В основе официальной идеологии Казахстана лежит признание государством культурной и исторической ценности религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана. 18 октября страна отметила День духовного согласия, задуманного в еще 26 лет назад. Он имеет статус национального праздника.
10-11 октября в Астане прошел ставший уже традиционным VI Съезд лидеров мировых религий.
В стране насчитывается свыше 3,5 тыс. религиозных объединений, которые представляют 18 конфессий
В истории развития человечества немало негативных примеров, как дискуссии богословов приводили к войнам между народами и государствами, несмотря на то что такие противостояния противоречили основополагающим постулатам любой конфессии.
Но в Казахстане религия не выступает в качестве конкурирующей идентичности,
не противопоставляет себя этническим или политическим общностям. Более того, в Конституции не содержится ссылок на ту или иную религию, а государственная модель предполагает нейтральность по отношению ко всем религиозным течениям.
Европа станет мусульманской уже к середине века — эксперт
Говоря о необходимости постоянной религиозной толерантности в Казахстане, нельзя упускать из виду исключительную важность формирования у граждан уважительного отношения к закону. Правовой нигилизм в этом смысле плохой помощник.
Если государство является светским, а не клерикальным, и если им провозглашен принцип идеологического плюрализма, то вполне естественным для него является обеспечение неукоснительного выполнения требований Конституции.
В результате государство вносит крупный вклад в дело формирования у граждан толерантного сознания.
«Религиозная терпимость – это качество Казахстана как государства и казахов как нации
Она тесно связана с историей и традициями этого народа», — отмечает в своей книге «Нурсултан Назарбаев. Казахстанский прорыв и евразийский проект» советский и российский историк Рой Медведев.
Таким образом, следование концепции светскости и религиозная терпимость позволяют Казахстану успешно соблюдать баланс интересов между верующими и неверующими гражданами и эффективно реализовывать функцию сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе.