Астана
Сейчас
-11
Завтра
-14
USD
371.31
0.00
EUR
419.32
0.00
RUB
5.59
0.00

Как защитить Казахстан от экстремистов и псевдорелигии?

Перед казахстанской властью стоят две большие задачи — борьба с тагутом и противостояние Западу, который будет подрывать идеологию развития страны. Отстоять политическую независимость и победить экстремизм Казахстан сможет благодаря взаимодействию с Россией и другими евразийскими странами, считает координатор экспертной платформы «Большая Евразия» Сергей Масаулов.

Летом этого года в Казахстане вступает в силу закон, регулирующий получение казахстанцами религиозного образования за рубежом, сообщает ИАЦ МГУ. Законодатель предполагает решить ряд проблем в этой сфере, и как результат,

очистить ряды казахстанских священнослужителей от псевдопроповедников, а общество — от псевдорелигиозных идей

В основе закон — борьба против религиозного экстремизма.

Арабский опыт борьбы с экстремизмом

Государство и общество были

давно озабочены негативными процессами в сфере религиозного образования

Еще в конце января 2013 года президент Назарбаев провел совещание с силовыми структурами, посвященное вопросу усиления контроля за деятельностью экстремистских групп и предотвращения гражданских конфликтов на этой почве.

Тогда же был рассмотрен ряд концептуальных предложений. Среди них —

решение делать упор на арабский опыт противодействия религиозному экстремизму

Напомним, более 35 лет назад прозвучала программная речь президента Египта Анвара Садата против «Братьев-мусульман». Там предлагалось противодействовать религиозным экстремистам,

опираясь на национальную традицию уважения к старшим и прежде всего к родителям

В этом же духе в Казахстане начали создавать стратегию по противодействию экстремистской риторике.

Фото из открытых источников

Ситуация улучшается

По оценкам экспертов, в принципе такой подход помог разделить членов экстремистских религиозных движений на искренне-заблуждающихся и тех, чьи руки уже в крови, или так называемых непримиримых противников любых светских режимов.

Казахстан сделал важный шаг, чтобы разобраться в проблемах и причинах происходящих в стране процессов, что ранее делалось в недостаточной степени, а заменялось силовым давлением на «непонимающих» своего места.

За прошедшие 5 лет в Казахстане смогли добиться запланированных результатов, что уже меняет ситуацию к лучшему.

Главное, подготовку за пределами страны экстремистам пройти стало тяжелее

Важнейшим результатом стало наведение порядка в системе получения религиозного образования. На базе 5 ведущих университетов — КазНУ имени аль-Фараби, ЕНУ имени Л. Гумилева, МКТУ имени Яссауи, Университета иностранных языков и деловой карьеры и КарГУ имени Е. Букетова — ведется подготовка в бакалавриате, магистратуре и докторантуре.

Выпускники этих вузов успешно работают не только в религиозной, но и светской сферах деятельности,

поскольку одновременно получают полномасштабное светское образование. По данным Комитета по делам религий МДРГО РК, на 2017 год

в стране действовали 15 религиозных учебных заведений, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах

Важнейшим базовым условием продолжения обучения за рубежом в ведущих исламских учебных заведениях является получение базового образования в Казахстане. Это, пожалуй, решающее условие исправления ситуации в данной сфере.

Борьба против тагута

В то же время следует учитывать особенности распространения идеологии экстремизма, и прежде всего через проповедников в местах лишения свободы. Идеология основывается на борьбе против так называемого тагута.

Арабское слово «тагут» произошло от слов «тагьа» или «тагьян». Его прямым значением является «превысить надлежащие границы или пределы». С точки зрения шариата, тагутом является тот, кто приписывает себе любое из прав Аллаха: создания, всезнания, законодательства и т. д. Тагут – все, чему ложно поклоняются.

В понимании экстремистски настроенных людей, «тагут» — это прежде всего силовые органы Казахстана,

во вторую очередь — чиновный аппарат. При этом следует учитывать,

что происходит в главных «университетах религиозного экстремизма» — колониях для заключенных

Сегодня между криминальными элементами, часто с исламистским камуфляжем, и собственно представителями исламистского подполья сложился некий паритет. Организованные преступные элементы в колониях стараются не идти на прямой конфликт с молящимися и верховодами-исламистами

Но за кем пойдет простой тюремный «середняк» — вот в чем вопрос

В основном те, кто сидит впервые, это молодые люди, попавшие либо по незначительным статьям, либо по кражам и разбою в составе молодежных банд. И часто это революционный элемент социального протеста.

Война за них сталкивает две силы: криминалитет и экстремистские группы

«Середняк» очень быстро выходит из зон по малым срокам и амнистиям и преступные авторитеты пытаются включить его в свои группировки, а исламистские — в экстремистские джамааты. Со стороны идеологических руководителей экстремистов

ожидается только расширение списка целей борьбы за счет гражданских чиновников — судей, прокуроров, акимов

Опасный сценарий по-кыргызски

Многие казахстанские эксперты считают, что именно это война новоявленных «робин гудов» под псевдорелигиозными знаменами против класса чиновников — и шире — правящего класса, станет важным процессом внутренней жизни страны.

Именно так развивались события в соседнем Кыргызстане после трагических столкновений в 2010 году в Бишкеке

и на юге страны, где до сих пор продолжается вербовка молодежи под псевдорелигиозными лозунгами.

В стране ощущается нехватка просвещенных духовных кадров, а также экспертов в области ислама, способных оперировать толерантными понятиями, смыслами традиционного ислама и транслировать их власти и обществу.

Эксперты в области религии

постоянно говорят о необходимости создавать в Кыргызстане различные образовательные центры ислама

Для этого требуется заново создавать систему подготовки духовных кадров как в самом Кыргызстане, а затем обучать их в традиционных религиозных центрах России и других стран.

А пока в Кыргызстане сложилась ситуация, когда муфтиятом (аппаратом и мечетями) пытаются руководить выходцы из пакистанской исламской школы,

идеологией и пропагандой через вузы и медресе пытается руководить турецкая группа,

а мекканская школа пытается контролировать финансовые потоки из арабских стран и руководить процессом международного сотрудничества.

Но вместе с тем в стране сформировалась группа, основанная на традиционных принципах исламской школы, сложившейся еще в советские времена в Бухаре и Ташкенте. Поэтому понятно, что

в Кыргызстане в сфере религиозной деятельности также сильна потребность в подготовке национальных кадров

Запад подрывает идеологию Казахстана

В Египте времен Анвара Садата начали борьбу с экстремистами на основе концепции борьбы с колониализмом, на чем базировался их национализм.

Относительно казахстанского руководства проблема в том, что Запад будет настраивать против России и против идеологии евразийской интеграции политику национальной консолидации Казахстана,

подрывая тем самым основную идеологическую базу развития страны

Не позволить этого и отстоять политическую независимость с одновременной победой над экстремизмом Казахстан сможет только стоя

на пути тесного взаимодействия и противодействия общим угрозам вместе с Россией и другими евразийскими странами