Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Новый джихад: грозит ли он Казахстану? — исследование

3381
Кадр из видеообращения задержанных

Предпринимаемых государством мер для противодействия религиозным радикалам явно недостаточно. Опасность с этой стороны сохраняется как для Казахстана, так и для всей Центральной Азии в целом. Причем налицо угроза не только активизации местных ячеек, но и прихода исламистов в регион извне, через афгано-туркменскую границу. Давно уже настало время для дополнительных мер безопасности, утверждают авторы доклада «Профилактика экстремизма в России и странах Центральной Азии». Опубликован он на сайте Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа, Россия).

Угрозы растут, как им противостоять — мало кто понимает

Проанализировав публикации последнего времени, авторы пришли к неутешительному выводу. По их мнению,

экспертное сообщество не имеет общего видения противодействия глобальным угрозам

В частности, терроризму, религиозному радикализму и так далее.

Как радикалы пополняют свои ряды?

— Многие экспертные оценки опосредованы и ограничиваются зоной ответственности страны или локальной территории проживания, — пишут они.

Тем временем в странах Центральной Азии уже сложились серьезные угрозы безопасности. И проблема экстремизма на религиозной почве занимает среди них особое место. Об этом говорит целый ряд признаков непосредственно в деятельности радикалов:

  • упор на молодежь и формирование протестных настроений в обществе;
  • институционализация и организационное оформление в религиозную структуру (политическую партию);
  • финансовая и организационная поддержка со стороны отдельных исламских государств и не только;
  • вербовочная деятельность в социальных сетях и так далее.

При этом в каждой республике причины активизации экстремистов, при всей своей схожести, имеют и свои особенности.

Ударить могут по всему региону сразу

Кроме того, беда может придти и извне. В том числе и в Казахстан. Хотя у нас нет общей границы с Афганистаном, но

в случае прорыва туркмено-афганской границы исламисты могут нанести удар по всему Каспийскому региону

Некая опасность может исходить и с узбекского направления, хотя о прямом ударе в этом случае речи не идет. Только о возможном «просачивании», например, проповедников и вербовщиков.

Авторы доклада попытались не только комплексно изучить причины появления угрозы, но и предложить варианты комплексного решения проблемы. При этом учитывая особенности стран региона. Например,

в отличие от той же Европы, у нас мусульмане не пришлый элемент, а местное население

Во-вторых, для Казахстана само понятие «исламистский экстремизм» не является характерным, оно относительно новое и пришло извне. Есть еще ряд особенностей, о которых позже.

Второй фронт джихада открывается в Казахстане

Все причины в работе разделены на объективные и субъективные. Но это деление условно, поскольку четких границ нет, а многие из причин взаимосвязаны.

При этом авторы отметили, что

термины «религиозный экстремизм» и «экстремизм на религиозной почве» обозначают разные явления

Причем использование первого «даже при всей своей общепризнанности может вызвать неоднозначную реакцию в обществе (особенно в верующем)».

Религиозный экстремизм – это религиозно-ориентированная (или в крайнем случае религиозно-камуфлированная) деятельность. Экстремизм на религиозной почве – это искусственная попытка внести в религию радикальные взгляды и под этим предлогом совершать преступно-экстремистские деяния, — считают они.

Ресурсная база для экстремистов появилась после развала СССР

Для лучшего понимания современной картины часть доклада авторы посвятили постсоветской истории Казахстана.

Почему казахстанцы по сей день ностальгируют по СССР?

— В советское время ресурсная база экстремизма отсутствовала, угроза приобрела ощутимые масштабы только после обретения независимости, — считают они.

Процесс суверенного развития Казахстана сопровождался:

  • разграничением религиозных организаций от государства,
  • невмешательством государственных структур в дела конфессиональных обществ,
  • провозглашением принципов свободного вероисповедания.

Непосредственно после распада СССР проблема религиозного экстремизма больше беспокоила юг республики. Именно туда в большинстве прибывали проповедники из соседних стран. А вот с 2000-х годов

география угрозы заметно расширилась – экстремистская деятельность проявилась уже и в западных областях

Изначально проявления экстремизма на религиозной почве в Казахстане были связаны с двумя факторами:

  • деятельность местных ячеек «Хизб-ут-Тахрир» (пропаганда на юге, распространение деструктивной литературы, включая книги и листовки);
  • появление миссионеров из других стран.

Авторы предположили, что второй пункт стал возможным из-за сравнительно мягкой визовой политики.

Легенды и мифы о мигрантах: рабство, радикалы, терроризм…

В докладе выделяются несколько периодов развития экстремизма на религиозной почве. Хотя авторы и уточнили, что здесь тоже есть некая доля условности.

− 1991-1998 – формирование условий и среды для развития экстремистских тенденций. Причины лежат в «социально-политических, экономических и культурных катаклизмах постсоветского времени». Это «период латентного зарождения угрозы».

− 1999-2010 – понимание серьезности угрозы (после февральских событий 1999 года в Узбекистане). Разработка правовых инструментариев и принятие нормативно-правовых актов. Также ужесточается контроль за обучением казахстанцев в зарубежных религиозных учреждениях.

− с 2011 по настоящее время – переход экстремистов от латентной фазы к террористическим формам борьбы с одновременным наращиванием активности.

Власти тем временем тоже предпринимают ряд мер по противодействию опасности. Например, была принята новая редакция закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?

Он запрещал молитвы в официальных учреждениях, бесконтрольные перевозки книжной продукции на религиозные темы (от зарубежных священнослужителей). Также ужесточились требования к регистрации конфессиональных общин и кампаний.

Религия должна была заменить ценности социализма

Причины распространения также имели свои особенности в каждом периоде.

К первостепенным (и сформировавшимся после распада СССР) авторы относят начатую политику по исламизации общества. Это была

своеобразная альтернатива бывшим коммунистическим ценностям и принципам

Внедрение в массовое сознание значимости религии как особого социального регулятора дало неожиданные результаты. В частности, бесконтрольное «информационное насыщение» казахстанцев. Кроме принципов традиционных религий, к нам начали проникать и радикальные.

Казахстан может стать хабом террористической угрозы для России, если…

— В итоге это привело к размежеванию и бессистемному развитию в Казахстане мусульманской уммы, — пишут авторы.

Также в списке причин «плохое качество нормативно-правовой базы в сфере религиозных отношений и неготовность госорганов». Например, главным нормативно-правовым актом в религиозной сфере долгое время оставался закон 1992 года. И

в нем просто не предусматривалось ответственности за экстремистские действия

Опасность подкралась незаметно

Мало того, считают авторы,

представители официального духовенства вообще не видели нарастающих угроз

и предпочитали ограничиваться некими декларативными заявлениями.

В результате некоторые эксперты утверждают, что

даже сейчас незарегистрированных мечетей больше, чем официальных исламских учреждений

Тем временем все чаще граждане выезжали получать образование в иностранные религиозные учреждения и порой усваивали там принципы как минимум отличавшиеся от традиционных исламских религиозных ценностей.

Что толкает женщин на секс-джихад — мнение психолога

— Во время обучения и даже краткосрочных стажировок казахстанцы оказывались объектами пристального внимания радикально-настроенных членов всевозможных религиозных организаций, — утверждается в докладе.

Параллельно представители зарубежных радикальных течений продолжали экспансию в Казахстан. Чаще всего в южные регионы.

Итак, выдвинули тезис авторы доклада,

в Казахстане в 1991-1998 годах образовалась среда для проявления экстремистской деятельности

С 1999 года появился ряд новых причин, поспособствовавших распространению экстремизма на религиозной почве.

Во-первых, использование для пропаганды Интернета. Даже сформировалось новое понятие «информационный экстремизм», и это заметно расширило целевую аудиторию.

Террористы выбирают Telegram, или как ИГИЛ/ДАИШ ловят в Интернете

Во-вторых, нацеленность конкретно на молодежь. Для этого экстремисты акцентируют внимание на социальных проблемах и, в частности, изъянах собственно молодежной политики. А потом предлагают

свои принципы «социальной справедливости», построенные на радикальных идеях религиозного толка

С 2011 года экстремизм снова трансформируется и все больше уходит в террористические методы.

  • С 2013 года еще на раннем этапе сорваны 27 террористических акций.
  • За тот же срок предотвращен выезд «на джихад» более шестисот казахстанцев.
  • В 2017 из Сирии и Ирака вернулись 125 граждан РК, 57 из них осуждены.

По разным данным число боевиков из Казахстана, воюющих в Ираке и Сирии, варьируются от 400 до 1000 человек.

Продолжение следует

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter