Причин для активизации экстремистских угроз в Казахстане довольно много. Начиная от «идейно-духовного вакуума» и заканчивая внешними факторами.
Предпринимаемых государством мер для противодействия религиозным радикалам явно недостаточно. Опасность с этой стороны сохраняется как для Казахстана, так и для всей Центральной Азии в целом. Причем налицо угроза не только активизации местных ячеек, но и прихода исламистов в регион извне, через афгано-туркменскую границу. Давно уже настало время для дополнительных мер безопасности, утверждают авторы доклада «Профилактика экстремизма в России и странах Центральной Азии». Опубликован он на сайте Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа, Россия).
Проанализировав публикации последнего времени, авторы пришли к неутешительному выводу. По их мнению,
экспертное сообщество не имеет общего видения противодействия глобальным угрозам
В частности, терроризму, религиозному радикализму и так далее.
Как радикалы пополняют свои ряды?
— Многие экспертные оценки опосредованы и ограничиваются зоной ответственности страны или локальной территории проживания, — пишут они.
Тем временем в странах Центральной Азии уже сложились серьезные угрозы безопасности. И проблема экстремизма на религиозной почве занимает среди них особое место. Об этом говорит целый ряд признаков непосредственно в деятельности радикалов:
При этом в каждой республике причины активизации экстремистов, при всей своей схожести, имеют и свои особенности.
Кроме того, беда может придти и извне. В том числе и в Казахстан. Хотя у нас нет общей границы с Афганистаном, но
в случае прорыва туркмено-афганской границы исламисты могут нанести удар по всему Каспийскому региону
Некая опасность может исходить и с узбекского направления, хотя о прямом ударе в этом случае речи не идет. Только о возможном «просачивании», например, проповедников и вербовщиков.
Авторы доклада попытались не только комплексно изучить причины появления угрозы, но и предложить варианты комплексного решения проблемы. При этом учитывая особенности стран региона. Например,
в отличие от той же Европы, у нас мусульмане не пришлый элемент, а местное население
Во-вторых, для Казахстана само понятие «исламистский экстремизм» не является характерным, оно относительно новое и пришло извне. Есть еще ряд особенностей, о которых позже.
Второй фронт джихада открывается в Казахстане
Все причины в работе разделены на объективные и субъективные. Но это деление условно, поскольку четких границ нет, а многие из причин взаимосвязаны.
При этом авторы отметили, что
термины «религиозный экстремизм» и «экстремизм на религиозной почве» обозначают разные явления
Причем использование первого «даже при всей своей общепризнанности может вызвать неоднозначную реакцию в обществе (особенно в верующем)».
— Религиозный экстремизм – это религиозно-ориентированная (или в крайнем случае религиозно-камуфлированная) деятельность. Экстремизм на религиозной почве – это искусственная попытка внести в религию радикальные взгляды и под этим предлогом совершать преступно-экстремистские деяния, — считают они.
Для лучшего понимания современной картины часть доклада авторы посвятили постсоветской истории Казахстана.
Почему казахстанцы по сей день ностальгируют по СССР?
— В советское время ресурсная база экстремизма отсутствовала, угроза приобрела ощутимые масштабы только после обретения независимости, — считают они.
Процесс суверенного развития Казахстана сопровождался:
Непосредственно после распада СССР проблема религиозного экстремизма больше беспокоила юг республики. Именно туда в большинстве прибывали проповедники из соседних стран. А вот с 2000-х годов
география угрозы заметно расширилась – экстремистская деятельность проявилась уже и в западных областях
Изначально проявления экстремизма на религиозной почве в Казахстане были связаны с двумя факторами:
Авторы предположили, что второй пункт стал возможным из-за сравнительно мягкой визовой политики.
Легенды и мифы о мигрантах: рабство, радикалы, терроризм…
В докладе выделяются несколько периодов развития экстремизма на религиозной почве. Хотя авторы и уточнили, что здесь тоже есть некая доля условности.
− 1991-1998 – формирование условий и среды для развития экстремистских тенденций. Причины лежат в «социально-политических, экономических и культурных катаклизмах постсоветского времени». Это «период латентного зарождения угрозы».
− 1999-2010 – понимание серьезности угрозы (после февральских событий 1999 года в Узбекистане). Разработка правовых инструментариев и принятие нормативно-правовых актов. Также ужесточается контроль за обучением казахстанцев в зарубежных религиозных учреждениях.
− с 2011 по настоящее время – переход экстремистов от латентной фазы к террористическим формам борьбы с одновременным наращиванием активности.
Власти тем временем тоже предпринимают ряд мер по противодействию опасности. Например, была принята новая редакция закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
Он запрещал молитвы в официальных учреждениях, бесконтрольные перевозки книжной продукции на религиозные темы (от зарубежных священнослужителей). Также ужесточились требования к регистрации конфессиональных общин и кампаний.
Причины распространения также имели свои особенности в каждом периоде.
К первостепенным (и сформировавшимся после распада СССР) авторы относят начатую политику по исламизации общества. Это была
своеобразная альтернатива бывшим коммунистическим ценностям и принципам
Внедрение в массовое сознание значимости религии как особого социального регулятора дало неожиданные результаты. В частности, бесконтрольное «информационное насыщение» казахстанцев. Кроме принципов традиционных религий, к нам начали проникать и радикальные.
Казахстан может стать хабом террористической угрозы для России, если…
— В итоге это привело к размежеванию и бессистемному развитию в Казахстане мусульманской уммы, — пишут авторы.
Также в списке причин «плохое качество нормативно-правовой базы в сфере религиозных отношений и неготовность госорганов». Например, главным нормативно-правовым актом в религиозной сфере долгое время оставался закон 1992 года. И
в нем просто не предусматривалось ответственности за экстремистские действия
Мало того, считают авторы,
представители официального духовенства вообще не видели нарастающих угроз
и предпочитали ограничиваться некими декларативными заявлениями.
В результате некоторые эксперты утверждают, что
даже сейчас незарегистрированных мечетей больше, чем официальных исламских учреждений
Тем временем все чаще граждане выезжали получать образование в иностранные религиозные учреждения и порой усваивали там принципы как минимум отличавшиеся от традиционных исламских религиозных ценностей.
Что толкает женщин на секс-джихад — мнение психолога
— Во время обучения и даже краткосрочных стажировок казахстанцы оказывались объектами пристального внимания радикально-настроенных членов всевозможных религиозных организаций, — утверждается в докладе.
Параллельно представители зарубежных радикальных течений продолжали экспансию в Казахстан. Чаще всего в южные регионы.
Итак, выдвинули тезис авторы доклада,
в Казахстане в 1991-1998 годах образовалась среда для проявления экстремистской деятельности
С 1999 года появился ряд новых причин, поспособствовавших распространению экстремизма на религиозной почве.
Во-первых, использование для пропаганды Интернета. Даже сформировалось новое понятие «информационный экстремизм», и это заметно расширило целевую аудиторию.
Террористы выбирают Telegram, или как ИГИЛ/ДАИШ ловят в Интернете
Во-вторых, нацеленность конкретно на молодежь. Для этого экстремисты акцентируют внимание на социальных проблемах и, в частности, изъянах собственно молодежной политики. А потом предлагают
свои принципы «социальной справедливости», построенные на радикальных идеях религиозного толка
С 2011 года экстремизм снова трансформируется и все больше уходит в террористические методы.
По разным данным число боевиков из Казахстана, воюющих в Ираке и Сирии, варьируются от 400 до 1000 человек.
Продолжение следует