Знание своих предков — Жеті ата — одна из самых древних и обязательных традиций казахского народа. Каждый человек должен знать своих предков как минимум до седьмого колена. К счастью, казахи знают о них намного больше.
Это подтверждается многими книгами «шежіре» – родословными казахских родов. Среди народа и в настоящее время бытуют смысловые пословицы. Например:
«Жеті атасын білген ұл – жеті жұрттың қамын жер» (Кто знает своих семерых предков, тот живет в заботе о благоденствии семи стран),
«Жеті атасын білмеген – жетімдіктің белгісі» (Если человек не знает своих семь предков, значит он сирота).
Когда появилась традиция «Жеті ата», трудно сказать. Но несомненно одно — традиция эта очень стара.
Предки казахов еще в древности поняли, к каким тяжелым последствиям приводит кровосмешение
и приняли необходимые меры.
В истории человечества примеров кровосмешения много. Например, в Древнем Египте, который считается страной великой цивилизации, бытовала законная традиция женитьбы между родственниками. Известно, что Клеопатра, последняя царица из рода фараонов Птолемеев, подчинившись традиции предков, в 18 лет вышла замуж за своего брата.
По утверждению ученых, именно это и привело к исчезновению рода
Со временем наука подтвердила, что в этом вопросе казахи оказались правы. О разных группах крови европейские ученые узнали в 1906 году, а в США аналогичное открытие было сделано в 1910.
Ученый Халел Аргынбаев в книге «Қазақ халқындағы семья мен неке» (Семья и брак в казахском народе) объясняет, что брак между парнем и девушкой из одного рода может иметь очень тяжелые последствия.
«Кровосмешение может привести к бесплодию или появлению разных неизлечимых болезней у детей».
Взрослые старались не допускать подобного и уберегали своих детей. В дошедшем до нас древнем своде законов «Жеті жарғы» (Семь сводов) говорится, что представителям одного рода строго запрещается жениться.
За нарушения закона казнили
В истории известен случай, который получил название «Қалқаман және Мамыр оқиғасы» (История Калкамана и Мамыр). Предположительно, история имела место быть в 17-18 веках.
Молодой джигит Калкаман и девушка Мамыр из одного рода влюбились. Однажды ночью юноша украл девушку с ее согласия. Узнав об этом, все родичи осудили нелепый поступок молодых.
Кокенай, брат девушки, решил убить обоих, но не нашел спрятавшихся возлюбленных. Через некоторое время Мамыр решила навестить родственников, в надежде, что те ее простят.
Когда она приблизилась к аулу, Кокенай выстрелом из лука убил сестру
После этого он объявил, что не успокоится до тех пор, пока не убьет и Калкамана. Чтобы остановить нелицеприятную для всего рода историю, старейшины приняли решение: Калкаман должен проскакать перед Кокенаем на определенном расстоянии, и если выстрел окажется смертельным, так тому и быть. Если же Кокенай промахнется, на этом все и закончится.
Стрела Кокеная попала в луку седла Калкамана и тот остается жив.
После этого случая Калкаман перекочевал далеко из родных мест
Как писал Сабит Муканулы, местность Калкаман близ Алматы и есть то самое место, куда перекочевал юноша.
Каждый казах считает своим долгом давать детям знания о своих предках и помнить их имена. Знание «Жеті ата» культивировалось в казахском обществе, об этом написаны ученые труды, это подтверждают и многие казахские писатели.
Бауржан Момышулы в автобиографической книге «Наша семья» вспоминает:
«Отец учил меня нашей родословной.
– Чей ты сын? – спрашивал он.
– Я сын Момыша, – отвечал я.
– Момыш чей сын?
– Момыш – сын Имаша.
И так до седьмого колена…
Гости всегда считали своим долгом интересоваться моими познаниями, спрашивали мое имя, а затем имена всех прародителей до седьмого колена».
Знание «Жеті ата» среди казахов считается незыблемым правилом и в настоящее время
Общественность знает Жумата Шанина как великого человека и отца театрального искусства Казахстана. В начале прошлого века он был репрессирован по ложному обвинению и реабилитирован лишь в 1958 году.
Недавно автор познакомился с Жанат Шаниной – внучкой Жумата Шанина, которая живет в Алматы. Она поведала имена своих предков: Арғын, Қодан, Дайыр қожа (Ақжол), Мейрамсопы, Қаржас, Бегім, Сатылған, Таңат, Атанбек, Қожамберді, Томаш, Шана, Тұрғынбай, Жұмат, Қасымхан.
Болат, брат Жанат Касымханкызы, тоже живет в Алматы. У Болата Касымханулы есть сын Сержан и двое внуков – Тимур и Дамир.
Традиция «Жеті ата» — одна из самых долговечных казахских традиций. И таковой духовной ценностью она будет всегда.