Казахи очень любят делиться добрыми новостями. Обычно желающий сообщить хорошую весть свою речь начинает словом «сүйінші».
Сүйінші означает «радуйтесь, ликуйте». Сүйінші сұрау в буквальном переводе означает «просить о радости». Сообщившего добрую новость принято одаривать подарками.
Традиция «сүйінші сұрау» сопровождает человека с самых первых дней его жизни
Поводом для этого может служить любое событие: «Сүйінші – у него родился ребенок!», «Сүйінші – ребенок сделал первые шаги!» «Сүйінші – мальчик впервые сел на коня!», «Сүйінші – девочке надели серьги!», «Сүйінші – сын пошел в школу; написал первую букву!» «Сүйінші – племянник привез невесту!», «Сүйінші – пришло письмо с фронта!». В мае 1945 года, после окончания ВОВ, все говорили друг другу: «Сүйінші – победа, война закончилась!».
Деградация технических специалистов: кто виноват в авариях в Казахстане?
Ученый Халел Аргинбайулы, автор книги «Семья и брак у казахов», пишет: что казахи верили, что
ребенок унаследует характер того человека, кто первым поднимет его сразу после рождения и сообщит об этом
Обычно такая честь оказывалась всеми уважаемой пожилой женщине, обладающей такими чертами характера как открытость и доброжелательность. Она должна была с радостью возвестить о том, кто родился – мальчик или девочка, и за это получала дорогой подарок.
В былые времена, когда родственники жили далеко друг от друга, с вестью о хорошей новости отправляли гонцов. С радостным криком «Сүйінші!» скакали они на конях и держали в руках флаги. Таким же образом сообщали о победе в сражениях. Имя им было «Красный гонец».
Всю дорогу «Красных гонцов» одаривали подарками – преподносили коня, одежду, драгоценности
В народном эпосе «Кобланды батыр» о рождении Кобланды есть такие строки:
Арыстан туған екен деп,
Асыра жұрты қуанды.
Сүйінші сұрап жан-жаққа
Қолдарына ту алды.
***
Родился богатырь, он словно лев,
Радостно люди ликуют.
Сообщить сүйінші, добрую весть,
Всадники в руки знамена взяли.
Герой Великой Отечественной войны Бауыржан Момышулы был долгожданным сыном — он родился после четырех девочек. В автобиографической книге «Наша семья» Момышулы писал:
«По рассказам отца, я родился зимой 1910 года. Отец в это время находился в городе Аулие ата (нынешний Тараз). В ночь моего рождения дедушка во все концы послал гонцов, в том числе и к отцу.
Гонец Байток, проскакавший 60 км, войдя в дом моего отца, до того растерялся, что не мог произнести ни слова. Он только обнимал моего отца и плакал. Сестра отца и все присутствующие встревожились, думая, что он принес весть о несчастье, и стали тормошить гонца, умоляя сказать, что случилось.
– Тетя сына родила! – произнес наконец Байток.
Тревога сменилась радостью. Посыпались поздравления отцу, а Байтоку – подарки за радостную весть».
О своеобразном подарке за добрую весть рассказала Муслима Жубанова, дочь первого казахского профессора Кудайбергена Жубанова:
«Сын Батырбая, Жубан, как и многие казахи мечтал о внуке. И когда сыну Куану исполнилось 15 лет, тот немедля посватался к дочери Тагыбергена. Пышный той, устроенный счастливым отцом по случаю женитьбы Куана на Бибишынар, самой красивой девушке в округе запомнился надолго.
Через 9 месяцев, когда снохе пришло время разрешиться, Жубан так разволновался, что решил уехать к подножию горы, где паслись табуны лошадей.
Прощаясь с Акбопе, старшей из женщин аула, которая приходилась ему жеңге (старшая сноха), он сказал:
«Если родится девочка, можете мне не сообщать»
Даже красивые кони не могли отвлечь Жубана от главной мысли. Он все говорил про себя: «Хоть бы родился мальчик!»
В то утро все было как обычно. Горы молчаливо устремились ввысь, а птицы весело парили над землей, кони спокойно пощипывали траву и вели себя спокойно. Вдруг они подняли головы и заострили уши. Утреннюю тишину нарушил топот скачущего аргамака.
Жубан повернул голову и увидел всадника, который неуклюже махал руками. Казалось, он хотел сказать что-то доброе! Это был ровесник Жубана, друг его детства.
Забыв о своем возрасте, он кричал на всю степь: «Сүйінші! Ұл! Сын!»
Перед глазами Жубана все завертелось. Он с трудом подхватил упавшего в его объятия друга и смог лишь сказать: «Бери сүйінші за свою добрую весть — все, что пожелаешь!»
Друг с улыбкой посмотрел на счастливого дедушку и сказал: «Чего же не взять, возьму. А дашь? Вдруг весь табун затребую?»
Жубан радостно сказал другу: «Сказал — отрезал. Бери все!»
– Беру, и весть того стоит, – весело ответил тот, – только не лошадей. Мы ведь с тобой не один год вместе шагаем по этой жизни, выполни желание друга детства.
Брось свою привычку нюхать насвай – толченый табак
Жубан уважил просьбу ровесника. Они сели на коней и поехали в аул. Мальчику дали имя Құдайберген – подаренный богом».
И сегодня казахи, сообщая добрую весть, говорят «Сүйінші! Радуйся, ликуй!». Думаю, что традиция «Сүйінші сұрау» самая долговечная и одна из самых приятных казахских народных традиций.