Парламентские слушания с участием международных экспертов вскрыли болевые точки в системе занятости.
Государство отчиталось о проводимой в стране модернизации сферы занятости. По данным минтруда, с 2017 года мерами содействия занятости охвачено более 1 млн человек, трудоустроено 805 тыс. человек, из них 555 тыс. — на постоянные рабочие места. Это составляет 70% всех обратившихся.
В сравнении с индикаторами аналогичных программ в других странах этот показатель демонстрирует высокую эффективность принимаемых мер содействия занятости. Более 200 тыс. граждан оказана помощь в трудоустройстве.
Но не все эксперты разделили министерский оптимизм. А депутаты парламента вообще заявили, что
подходы государства в решении вопросов занятости давно пора менять
— За последние 10 лет в Казахстане принято 5 программ занятости. То есть практически каждые два года принималась новая программа, — говорит мажилисвумен Ирина Смирнова.
— Что они изменили?
— Если вникнуть в их содержание, концептуальный подход в обеспечении занятости не менялся. Одна программа наслаивалась на другую, а в конце концов ничего серьезно не изменилось.
На местном уровне реализация программ занятости уже более 10 лет сводится только к общественным работам, социальным рабочим местам и молодежной практике
Но никакого анализа эффективности этих программ никто не проводил.
— Тогда на основании чего министр труда Мадина Абылкасымова недавно заявила, что в Казахстане в 2018 году рекордно низкий уровень безработицы?
— У них есть свои социологические исследования, есть госорган по статистике. Скорее всего, они пользуются данными по этой линии.
Что известно об этих 5 программах занятости? Только из республиканского бюджета на их реализацию с 2009 по 2017 годы было выделено 850 млрд тенге. Депутаты спросили: «А какова эффективность? Сколько было трудоустроено людей вообще?» По отчетам акиматов, за этот период работу получили 450 тыс. человек.
— Это же мало.
— Конечно,
мы никогда такими темпами не трудоустроим всю массу желающих работать. Надо все менять
Были выработаны рекомендации, что нужно сделать. Международные эксперты вообще дали замечательные советы. У них незамыленный взгляд, они иначе смотрят на ситуацию. Они говорят, что человек труда должен быть мобильным и иметь право выезжать на заработки. А что у нас на самом деле?
Из 8 млн экономически активного населения более 6 млн закредитованы. Из них 1,3 млн не платят по своим кредитам
Эти люди невыездные, они не получают легальную зарплату и вынуждены работать не по договорам, а по договоренностям. Они не платят налоги, не вносят пенсионные отчисления.
А дальше они будут лишены нормальной пенсии, не могут открывать ИП. То есть люди, совершившие один раз финансовую ошибку, теперь до конца жизни будут ограничены в правах. И ведь, обратите внимание, кредитные дела — это сделка двух сторон, в ней участвуют банки и их кленты.
Банки за проблемных должников от государства помощь получили. А люди остались один на один — без работы, без денег и без залога. Без ничего
У большинства из них семьи. То есть автоматически круг проблемных увеличился в 3-4 раза. Исключительно по этой причине не заработала ипотечная программа «7-20-25». Люди либо уже закредитованы, либо получили «прививку» от кредитов.
— С момента введения в Казахстане тенге в 1993 году и до сегодняшнего дня национальная валюта обесценилась в 77 раз. Во сколько раз при этом увеличилась социальная поддержка населения?
— Явно не во столько. Ну вы же сами по своей многодетной семье можете в этом убедиться. 10 тысяч тенге получают семьи на 4 детей в месяц. Это 2,5 тысячи на одного ребенка.
Прожиточный минимум в стране на 1 человека составляет 28 тыс. тенге, это чтобы он не умер. Здесь нет речи о его развитии, обучении и так далее. Просто чтобы не умер
При этом содержание заключенных в колониях составляет 42 тыс. в месяц. Получается, дети в многодетных семьях живут хуже преступников. Хотя именно их государство должно поддерживать в объемах, помноженных на 77!
На инвалидов 1 группы государством ежегодно выделяется 4 млн 600 тысяч тенге. Где они? Кто из инвалидов может похвастать, что ощутил в своей жизни присутствие этих денег? Его отправляют в санаторий, куда он не хочет! Может быть пора дать людям право самим расставлять приоритеты?
Президент Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова тоже побывала на парламентских слушаниях. Впечатлениями она поделилась на своей странице в Facebook.
— На слушаниях никогда не была, плохо себе представляла, что это такое. Некоторые выступления показались мне интересными, некоторые — обычные дежурные слова…
Для меня мероприятие оказалось полезным, в том числе и потому что я услышала, как некоторые наши рекомендации и предложения, которые мы делали по разным проектам для госорганов, находят свое отражение в госпрограммах. В составе выступающих от правительства не было министра/представителя образования. Его явно не хватало, поскольку
тема занятости связана напрямую с темой состояния образования
Удивила очередность выступающих. Поскольку мероприятие проводилось в стенах парламента и имело формат слушаний, по-моему, было бы логично, если бы руководитель специальной комиссии по подготовке слушаний А. Нуркина выступила бы первой, до членов правительства, и как бы задала тон слушаниям.
И обидно, что депутаты опирались в своих выводах по такой важной теме не на полноценный методологически обоснованный опрос населения, а
на суррогат анкетирования с непонятными критериями отбора респондентов, проведенное на платформах WhatsApp и Facebook
Рекомендаций правительству и госорганам много. Если все они будут выполнены, Программу развития продуктивной занятости наконец-то системно проанализируют. Есть даже вероятность того, что деньги, выделяемые на трудоустройство, начнут расходоваться эффективно.