11 октября 2018 года при запуске с космодрома «Байконур» пилотируемого корабля «Союз МС-10» ракетой-носителем «Союз-ФГ» произошла авария. В этой связи министр оборонной и аэрокосмической промышленности РК Атамкулов Бейбут Бакирович в эксклюзивном интервью для портала 365 info.kz ответил на ряд наших вопросов.
— Расскажите, пожалуйста, что именно произошло в тот роковой день и какой ущерб нанесла авария Казахстану?
— При пуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с космическим кораблем «Союз МС-10» на 123 секунде полета произошла нештатная ситуация при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени.
В результате произошло аварийное отключение двигателей второй ступени
Аварийная система сработала успешно, капсула с космонавтами отделилась от космического корабля. Как вы знаете, космонавты успешно приземлились в 25 км от города Жезказган.
В соответствии с соглашением между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур» 18 ноября 1999 года сторонами сформированы правительственные комиссии по определению масштаба и ликвидации последствий аварии.
Возглавляют комиссии от казахстанской стороны – МВД РК, от российской – госкорпорация «Роскосмос».
Поэтому
говорить об ущербе можно будет только по результатам совместной работы комиссий Казахстана и России
В составе казахстанской правительственной комиссии работают представители 10 министерств:
а также акимат Карагандинской области. Рабочим органом является Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД РК.
В настоящее время найдены и идентифицированы все фрагменты аварийной ракеты. Все места падения ее частей расположены в безлюдном районе. Разрушений и жертв нет.
Первая ступень РН «Союз-ФГ» (четыре боковых блока) упала в штатном районе падения (зона Ю-25). Он расположен в Улытауском районе Карагандинской области к юго-западу от Жезказгана.
Вторая ступень, створки головного обтекателя ракеты и бытовой отсек космического корабля упали в другом районе падения (в той же зоне Ю-25) на расстоянии 16 км от села Талап и 28 км от Жезказгана.
Третья ступень и приборно-агрегатный отсек космического корабля упали в 2,8 км восточнее границы зоны падения Ю-25, по трассе полета, на расстоянии 19 км от села Талап и 35 км от Жезказгана.
— Нанесен ли Казахстану экологический ущерб?
— Для оценки экологической ситуации в местах падения фрагментов аварийной ракеты с первых дней аварии работает экологическая группа РГП «Научно-исследовательский центр «Ғарыш-Экология» Аэрокосмического комитета МОАП РК.
Специалисты-экологи РГП совместно со специалистами российских предприятий ФГУП «ЦЭНКИ» и АО «ВПК «НПО машиностроения» уже за сутки до пуска ракеты
были готовы к проведению экологического обследования района падения, которое проводится при штатных пусках
С момента аварии казахстанские экологи выполняют необходимые работы на месте аварии. Проведен радиационный контроль и
установлено, что радиационный фон в норме
Завершены работы по отбору проб почвы и воздуха для дальнейшего анализа на содержание компонентов ракетного топлива. Пробы направлены на химико-аналитическое исследование в лабораторию Жезказгана для определения в них содержания компонентов ракетного топлива. В данный момент ожидаются результаты анализов.
— Кто рассчитывает сумму экологического ущерба и кто ее выплатит?
— Расчет ущерба будет производить наше министерство энергетики. Оно является уполномоченным органом в области охраны окружающей среды на основании результатов работ, проведенных экологической группой.
В случае наличия экологического ущерба он будет возмещен российской стороной
— Какие меры будут приняты по ликвидации последствий аварии?
— В настоящее время проводятся работы по сбору фрагментов ракеты и вывозу их из района падения. По результатам анализа отобранных проб объектов окружающей среды правительственные комиссии определят объем и сроки дальнейших работ по ликвидации последствий аварии.
Реализация этих мероприятий будет осуществляться за счет средств российской стороны
— Будут ли после аварии и дальше осуществляться пуски ракет с космодрома «Байконур»?
— В соответствии с соглашением, в случае аварии до выяснения причин аварии российская сторона приостанавливает пуски ракет того типа, к которому относится ракета, потерпевшая аварию.
После выяснения причин аварии и выполнения мероприятий по обеспечению безопасности последующих пусков ракет этого типа, по согласованию с казахстанской стороной, их пуски возобновляются.
До конца 2018 года было запланировано еще три пуска РН «Союз», в том числе:
Пока говорить об их реальных сроках преждевременно
— Известны ли уже причины аварии ракеты-носителя (РН) «Союз-ФГ»?
— Официальные причины произошедшей аварии пока не называются.
Рассматривается несколько версий случившегося. Специально созданная госкорпорацией «Роскосмос» комиссия выясняет причины аварии в соответствии с ранее представленной информацией для масс-медиа.
Сейчас ведутся работы по расшифровке данных телеметрии
По результатам работы комиссии «Роскосмос» уведомит МОАП РК.
По предварительным данным,
авария произошла из-за нештатного отделения одного из четырех блоков первой ступени ракеты-носителя от второй ступени
Все необходимые элементы ракеты (стыковочные узлы ступеней и др.) вывезены с места падения на завод-изготовитель в Самару для дальнейшего исследования.
— Существует ли специальный Протокол или Программа действий со стороны вашего министерства, когда происходит подобная нештатная ситуация?
— Все действия проводятся в соответствии с соглашением между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о порядке взаимодействия в случае возникновения аварий при пусках ракет с космодрома «Байконур» от 18 ноября 1999 года. Документ был ратифицирован Казахстаном и вступил в силу в 2006 году (с изменениями от 2 июня 2015 года).
Большое участие в работах принимает специализированное предприятие Аэрокосмического комитета МОАП РК — РГП «НИЦ «Fарыш-Экология».
Российская сторона отказалась от помощи спасательных служб Казахстана, поскольку в этом не было необходимости
К месту приземления аппарата с космонавтами была направлена спасательная группа на самолете Ан-12 и вертолетах Ми-8. Они вылетели с аэродромов Жезказгана, Байконура и Караганды для поиска членов экипажа.
Вместе с тем, хочу отметить, что за пять суток до запуска российская сторона нас уведомляет об этом, и
наши соответствующие службы и подразделения переводятся на повышенную готовность
Силы и службы Казахстана были готовы в любой момент оказать помощь Российской Федерации, если бы в этом возникла необходимость.
— Вторая ступень РН «Союз» упала недалеко от поселка Талап. Будут ли проведены работы по оценке последствий аварии для окружающей среды и здоровья населения?
— Вторая ступень упала на территории выделенного района падения, в 16 км от поселка Талап и в 28 км от города Жезказган. На месте аварийного падения второй ступени 12 октября было проведено экологическое обследование с отбором проб объектов окружающей среды.
Кроме того, выполнено обследование состояния среды обитания в поселке Талап и Жезказгане после пуска РН 11 октября.
По результатам обследования загрязнение среды обитания не выявлено
Оценка состояния окружающей среды на местах падения фрагментов аварийной ракеты продолжается.
— Каковы последствия влияния пролитого топлива ракеты-носителя на здоровье населения и окружающую среду?
— Компонентами топлива для РН «Союз» являются керосин и жидкий кислород. Кислород при нормальных условиях представляет собой бесцветный газ, являющийся составляющей атмосферного воздуха (температура кипения – минус 182,98°C).
Керосин относится к малоопасным веществам 4 класса токсичности
Токсическое действие горючего керосина выражено слабо, это характерно для нефтепродуктов вообще. На момент возникновения нештатной ситуации во время полета (122 секунда полета) остаток керосина составлял 22 тонны.
— Когда будут результаты по аварии?
— Необходимые фрагменты аварийной ракеты направлены на завод-изготовитель. Параллельно российской стороной изучаются телеметрические данные и документация по изготовлению ракеты. Думаю, что через 2-3 недели можно будет говорить о результатах.
— Как вы считаете, может стоит вообще закрыть космодром «Байконур»?
— Космические запуски — очень важная сфера деятельности, к которой постепенно присоединяется и Казахстан. В настоящее время среди технологически развитых стран наблюдается новый виток гонки космических технологий. Выясняется, кто же будет контролировать космос через 10-15 лет.
От уровня развития космических технологий во многом зависит социально-экономическое благополучие стран. Казахстану не следует отказываться от космической программы на «Байконуре», которая является частью общей космической программы Республики Казахстан.
Реализация космической программы позволяет нам повышать уровень технологического развития государства,
особенно в эпоху всеобщей цифровизации.
— Не влияют ли пуски ракет с космодрома «Байконур», в том числе аварийные, на метеоусловия?
— Как мы уже не раз говорили, казахстанские и российские ученые совместно с РГП «Казгидромет» доказали, что
все пуски, которые осуществляются с космодрома «Байконур», не влияют на метеоусловия Казахстана
— Не планирует ли российская сторона возобновить пуски ракет-носителей «Протон» из-за произошедшей аварии ?
— Это вопрос к российской стороне. Я могу сказать, что у каждой ракеты свои характеристики по грузоподъемности. С учетом этого заключены контракты и сформированы планы пусков.
— Участвует ли казахстанская сторона при заправках разгонных блоков ракет-носителей на космодроме «Байконур»?
— РГП «НИЦ ««Ғарыш-Экология» участвует в экологическом сопровождении всех пусков ракет с космодрома «Байконур». В том числе и при заправках разгонных блоков ракет-носителей.
— С какими проблемами столкнулись космонавты при аварии?
— Нештатная ситуация при пилотируемом полете произошла в 1975 году во время миссии «Союз-18-1» с экипажем в составе Василия Лазарева и Олега Макарова, которые должны были попасть на станцию «Салют-4».
Старт ракеты состоялся 5 апреля 1975 года. Тогда на 261 секунде полета вторая ступень ракеты не отделилась, аппарат стало раскачивать, сработала автоматическая аварийная система.
Высота посадки экипажа составила 192 км, у членов экипажа из-за нагрузок несколько раз останавливалось сердце,
началось кровотечение из ушей, глаз и носа. Тогда давление составило 19 «G».
Давление же, испытанное космонавтами 10 октября 2018 года составило, 6 «G». К слову, экипаж возвращался в режиме баллистического спуска
После приземления их доставили в Жезказган и далее в Байконыр для предварительного обследования. Следует отметить, что при тренировке члены отрядов космонавтов проходят испытания до 8 «G».
Для сравнения — перегрузку в 1-7 «G» космонавты испытывают при старте.
Поэтому думаю, что
при возникновении ЧС экипаж был готов к экстремальным ситуациям
В настоящее время, по оценке российских специалистов, командир корабля «Союз МС — 10», российский космонавт Алексей Овчинин и бортинженер, американский астронавт Ник Кейг
чувствуют себя удовлетворительно. Врачи не нашли никаких травм у обоих космонавтов. Главное, что экипаж не пострадал
В настоящее время космонавты находятся в Москве. Предположительно, их следующий космический полет состоится весной 2019 года.