На казахские тои всегда собирается много народу, в же прошлые века они длились несколько дней. В эти дни исполнялись кюи, проводились айтысы, скачки и различные состязания. Гости приезжали с певцами и борцами, акынами и домбристами, привозили самых быстрых скакунов. Для них готовились самые вкусные угощения, в том числе и национальный напиток кумыс. Благодаря ему и появилась традиция Сауын айту (сбор кумыса).
Чтобы обеспечить торжество или поминки всем необходимым, хозяева обращались с просьбой к своим близким собрать в нужном количестве провизию и напитки, в том числе и кумыс. Так появилась традиция Сауын айту.
Обычно кто-то из аульчан оповещал о сборе кумыса всех родственников и сородичей. К жившим далеко отправляли гонцов. Даже гости издалека привозили с собой кумыс в кожаных емкостях – саба (или мес).
Вот что пишет об этой традиции Шайзада Тохтабаева:
«Собирались люди из разных аулов, жузов со своим скотом, кумысом, подарками для призеров, скакунами. С ними ехали батыры, акыны, певцы-импровизаторы. Во главе процессии на верблюде ехала уважаемая всеми женщина.
Через спину верблюда перекидывали красочный ковер, а на нем в большом сосуде с богато декорированной мутовкой везли кумыс. Затем следовали женщины, позади них мужчины.
Друзья и родственники привозили кумыс на верблюдах в огромных емкостях (мес), вмещавших от 100 до 200 литров. Их шили из нескольких лошадиных шкур».
Веселая казахская традиция — Құда тартар
О традиции Сауын айту ученый Х. Аргынбайулы в книге «Қазақ халқындағы семья мен неке» привел в качестве примера несколько рассказов русских ученых. М. Леваневский в исследовательском труде «Очерки казахских степей» пишет:
«В 1852 году на один ас (поминки) богач Бейсемби Бажыкулы привез 100 ведер кумыса в саба, сшитом из 10 конских шкур. Кумыс в таких больших емкостях размешивали писпеком (мутовкой), сидя на конях».
И. Аничков, побывавший на казахских поминках, в статье «Поездка на казахские поминки в 1892 году», написал о тризне Карибая из рода Шомекей:
«Этот ас проходил четыре дня в шильде (в июле) на берегу реки Куандария. На него собрались 5000 человек. Только белых юрт, установленных для гостей, было 200 штук. На тризне был установлен шатер из Бухары. Только емкостей с кумысом было больше двухсот».
Казахские саба были разные. Сакен Сейфуллин в воспоминаниях «Сол жылдарда» («В те годы») написал об одном из них следующее:
«Посередине юрты стоит саба, сшитый из двух конских шкур. В нем две посеребрянные писпеки (мутовки) с перьями. Запах желтого кумыса опьяняюще расходится по сторонам. У сабы стоят два джигита. Они поочередно медленно мешают посеребрянными писпеками, опуская их в кумыс».
В поэме «Кулагер» поэта Ильяса Жансугирулы есть следующие сроки:
Мал айдап жан-жақтан жұрт оннан, бестен,
Көп саба келіп жатыр елдей көшкен.
…
Животных погоняя по десять, по пять,
Везут люди свои саба, кочуя опять.
На таких мероприятиях выполнялась и другая традиция — Салу (вложение). В саба, в которых привозили кумыс, клали большую кость, поскольку возвращать пустыми их было нельзя.
Все эти сведения говорят, что традиция Сауын айту была широко распространена по всей казахской степи. У саба даже были свои имена, которые им давали хозяева или общество.
Традиция Сауын айту описана в народных сказках, легендах и эпосах. В народном эпосе «Айман — Шолпан» она описана так:
Маманды рулы елге баға қылған,
Маман бай мал біткенге тоба қылған.
Байлығы Маман байдың жаннан асқан,
Терісін бес айғырдың саба қылған.
Болыпты ұлдан кемтар Маман бейбақ,
Ауылға малға топыр болған ойнақ.
Терісін бес айғырдың саба қылып,
Сабасы атаныпты «Түйе мойнақ».
Маманнан келген кісі қымыз ішпек,
Аузына жарандардың тәубе түспек.
Терісін бес айғырдың саба қылып,
Сабасы атаныпты «Алтын піспек».
Маманға айуан малдың берді бағын,
Жаратты Маман батыр арғымағын.
Бір тұтқа кіші жүзде бай еді, деп,
Шөмекей Маман байға айтты сауын.
Жалғанда Маман байдай болған бар ма?
Жігіттер бұл жалғанды көңіліңе алма.
«Сәнімен бұл жиынға барамын» –деп,
Арттырды тоғыз нарға тоғыз саба».
…
Маман был известен средь многих родов,
Был хозяином добрым божьих даров.
Богатства Мамана было не счесть,
И саба из шкур пяти лошадей сшитый есть.
Ни у кого не было коней резвей,
Только не было у Мамана детей.
Из шкуры пяти скакунов сшил емкость свою
И назвал он «Верблюжьей шеей» сабу.
Кто б ни пришел к нему, все вдоволь пили кумыс
И желали, чтобы счастье его устремилось ввысь.
Все говорили: «Живи целый век!»,
Еще одна саба звалась «Золотой писпек» .
Маману счастье богатства дано,
В Среднем жузе прозвали великим и щедрым его,
Шомекей пригласил Мамана, уважив,
Сауын айту — традиция наша, что скажешь?
Был ли на свете кто богаче Мамана?
Другого такого степь казахов не знала.
«Поеду-ка в гости, исполню я просьбу» – сказав,
На девять верблюдов он погрузил девять саба».
(Перевод автора статьи).
Древняя традиция Сауын айту не забыта и по сей день.