Слишком частые изменения в законах создают «дыры» в правоприменительной практике и сложности для инвесторов.
Объем привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения в Казахстане за 27 лет независимости составил около 1300 долларов. Только в нефтегазовый сектор за это время инвесторы вложили около 150 млрд долларов. Эти данные озвучил Жумагельды Елюбаев, президент казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, на международной конференции «Нефть и газ».
— По недавнему прогнозу международного рейтингового агентства S&P, суверенный рейтинг Казахстана определяется как стабильный. Для инвесторов выгодно географическое положение Казахстана. Хотя у нас нет выхода к морю, но рядом расположены Китай, Индия, страны Центральной и Средней Азии, Россия. И это приближает рынки сбыта. Также
инвесторов в Казахстане привлекает наличие приоритетных секторов экономики, куда можно вкладывать
А также наличие определенных государственных мер поддержки, которые предоставляются иностранным и казахстанским инвесторам на основе законов, — говорит он.
И все же законодательная база в некоторых моментах не идеальна.
По словам Елюбаева, развитие инвестиционного законодательства в Казахстане со времен независимости прошло пять этапов.
— Первый — это когда в стране еще действовал закон «Об иностранных инвестициях в КазССР», который был принят в начале 90-х.
С приходом капитализма эти законы не могли работать
В этом кодексе есть 25 раздел, нормы которого посвящены регулированию инвестиционных отношений, — отмечает Елюбаев.
И именно в этом разделе есть нестыковки, которые затрудняют работу инвесторов в стране.
— Вызывают вопросы толкования понятий «инвестиционный спор», «инвестиционный контракт», «инвестиционная деятельность»,
«инвестиционный спор и иные споры, связанные с инвестиционной деятельностью», «нераспространение на инвесторов гарантий, предусмотренных законом».
И если эти вопросы как-то вроде решаются правоприменительной судебной практикой, то очевидно, что принятый предпринимательский кодекс создал массу проблем.
В наше стране какой-то законодательный зуд. Мы постоянно принимаем новые законы
И, не успев разработать правоприменительную практику, мы снова вносим в них изменения. Нет стабильности в законодательстве, и это самый главный фактор, который отпугивает наших потенциальных инвесторов. Инвестор уже задумывается: вот придет он, вложит свои деньги, а что будет завтра? На мой взгляд, нам надо объявить мораторий на разработку законов и поработать пять-десять лет на основе существующего, — предлагает он.
Также, по мнению Елюбаева, на инвестиционную деятельность негативно влияет частая реорганизация правительственных структур и передача полномочий из одного ведомства в другое.
— Там где нет стабильности, нет преемственности решения
А после реорганизации структуры полгода занимаются разработкой своих положений. И практически целая отрасль работает сама по себе. Если заглянуть в статистику прошлых лет, мы можем увидеть, что
правительственные структуры минимум раз, а максимум 2-3 раза в году меняются,
— отмечает юрист.
Увеличение административного давления на бизнес и степень вмешательства госорганов в бизнес-процессы отрицательно влияют на инвестиционный климат. К этому добавляется и высокая степень коррупции, в которой участвует все общество.
Отпугивает инвесторов и существующая возможность одностороннего прекращения контракта,
которая присутствует в кодексе о недрах.
— Независимость судебной системы тоже важна. Учитывая, что все споры решаются в судах, суд не должен по умолчанию стоять на стороне государственной власти. Он должен быть ориентирован на принятие справедливого решения, — замечает Елюбаев.
Курмангазы Талжанов, управляющий партнер юридической фирмы Integrites Kazakhstan, отмечает положительные сдвиги в законодательстве с принятием в конце 2017 года нового кодекса «О недрах и недропользовании». Среди них он выделяет:
Эти и многие другие изменения, по словам Талжанова, позволят инвесторам чувствовать себя в Казахстане увереннее.
— Немаловажным фактором стало освобождение недропользователя от ряда обязательств на стадии разведки и разработки
месторождения. В частности, от обязательств по финансированию и обучению казахстанских работников, финансированию социально-экономического развития региона и в НИОКР. И это большое облегчение для бизнеса. Хотелось бы заметить, что и в налоговом кодексе сейчас четко прописан принцип, по которому все сомнения и коллизии нового кодекса теперь будут толковаться в пользу недропользователей, — говорит он.