18+
Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
14
USD
386.34
0.00
EUR
427.25
0.00
RUB
5.88
0.00

Законодательный зуд в Казахстане отпугивает иностранных инвесторов — эксперт

Слишком частые изменения в законах создают «дыры» в правоприменительной практике и сложности для инвесторов. 

Объем привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения в Казахстане за 27 лет независимости составил около 1300 долларов. Только в нефтегазовый сектор за это время инвесторы вложили около 150 млрд долларов. Эти данные озвучил Жумагельды Елюбаев, президент казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, на международной конференции «Нефть и газ».

Что тянет инвесторов в Казахстан?

— По недавнему прогнозу международного рейтингового агентства S&P, суверенный рейтинг Казахстана определяется как стабильный. Для инвесторов выгодно географическое положение Казахстана. Хотя у нас нет выхода к морю, но рядом расположены Китай, Индия, страны Центральной и Средней Азии, Россия. И это приближает рынки сбыта. Также

инвесторов в Казахстане привлекает наличие приоритетных секторов экономики, куда можно вкладывать

А также наличие определенных государственных мер поддержки, которые предоставляются иностранным и казахстанским инвесторам на основе законов, — говорит он.

И все же законодательная база в некоторых моментах не идеальна.

Недра осваивались — писались законы

По словам Елюбаева, развитие инвестиционного законодательства в Казахстане со времен независимости прошло пять этапов.

Первый — это когда в стране еще действовал закон «Об иностранных инвестициях в КазССР», который был принят в начале 90-х.

С приходом капитализма эти законы не могли работать

  • В 1994 году был принят первый закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях».
  • Третьим этапом развития инвестиционного законодательства стал закон «О государственной поддержке прямых инвестиций», принятый в 1997 году.
  • Четвертым — принятый в 2003 году закон «Об инвестициях».
  • И пятым этапом стало введение в 2015 году предпринимательского кодекса, который, в общем-то, признал утратившими силу предыдущие законы.

В этом кодексе есть 25 раздел, нормы которого посвящены регулированию инвестиционных отношений, — отмечает Елюбаев.

Нужен мораторий на принятие законов

И именно в этом разделе есть нестыковки, которые затрудняют работу инвесторов в стране.

— Вызывают вопросы толкования понятий «инвестиционный спор», «инвестиционный контракт», «инвестиционная деятельность»,

«инвестиционный спор и иные споры, связанные с инвестиционной деятельностью», «нераспространение на инвесторов гарантий, предусмотренных законом».

Ж. Елюбаев

И если эти вопросы как-то вроде решаются правоприменительной судебной практикой, то очевидно, что принятый предпринимательский кодекс создал массу проблем.

В наше стране какой-то законодательный зуд. Мы постоянно принимаем новые законы

И, не успев разработать правоприменительную практику, мы снова вносим в них изменения. Нет стабильности в законодательстве, и это самый главный фактор, который отпугивает наших потенциальных инвесторов. Инвестор уже задумывается: вот придет он, вложит свои деньги, а что будет завтра? На мой взгляд, нам надо объявить мораторий на разработку законов и поработать пять-десять лет на основе  существующего, — предлагает он.

Неразбериха в правительственных структурах

Также, по мнению Елюбаева, на инвестиционную деятельность негативно влияет частая реорганизация правительственных структур и передача полномочий из одного ведомства в другое.

— Там где нет стабильности, нет преемственности решения

А после реорганизации структуры полгода занимаются разработкой своих положений. И практически целая отрасль работает сама по себе. Если заглянуть в статистику прошлых лет, мы можем увидеть, что

правительственные структуры минимум раз, а максимум 2-3 раза в году меняются,

— отмечает юрист.

Коррупция и суды

Увеличение административного давления на бизнес и степень вмешательства госорганов в бизнес-процессы отрицательно влияют на инвестиционный климат. К этому добавляется и высокая степень коррупции, в которой участвует все общество.

Отпугивает инвесторов и существующая возможность одностороннего прекращения контракта,

которая присутствует в кодексе о недрах.

— Независимость судебной системы тоже важна. Учитывая, что все споры решаются в судах, суд не должен по умолчанию стоять на стороне государственной власти. Он должен быть ориентирован на принятие справедливого решения, — замечает Елюбаев.

А что положительного?

Курмангазы Талжанов, управляющий партнер юридической фирмы Integrites Kazakhstan, отмечает положительные сдвиги в законодательстве с принятием в конце 2017 года нового кодекса «О недрах и недропользовании». Среди них он выделяет:

  • Прозрачность в получении направления на пользование, при этом сохранена адекватность государственного контроля.
  • Снижение доли нацкомпаний в уставном капитале оператора. Раньше она была регламентирована и составляла не менее 50%.
  • Введение запрета на передачу права на недропользование, либо доли.
  • Упрощение доступа к геологической информации для инвесторов.
  • Исключение тендера, так как с ним были сопряжены риски коррупционного характера.

Курмангазы Талжанов, источник Forbes.kz

Эти и многие другие изменения, по словам Талжанова, позволят инвесторам чувствовать себя в Казахстане увереннее.

— Немаловажным фактором стало освобождение недропользователя от ряда обязательств на стадии разведки и разработки

месторождения. В частности, от обязательств по финансированию и обучению казахстанских работников, финансированию социально-экономического развития региона и в НИОКР. И это большое облегчение для бизнеса. Хотелось бы заметить, что и в налоговом кодексе сейчас четко прописан принцип, по которому все сомнения и коллизии нового кодекса теперь будут толковаться в пользу недропользователей, — говорит он.