Посол Азербайджана Рашад Маммадов рассказал о текущем состоянии и перспективах взаимодействия закаспийской страны с Казахстаном.
С дипломатом поговорил азербайджанский портал media.az.
— Господин посол, 12 августа в Актау состоялся 5-й саммит прикаспийских государств. Как вы можете охарактеризовать его итоги?
— Значение саммита в Актау трудно переоценить. Это действительно событие исторического масштаба.
Наконец-то после долгих лет переговоров прикаспийские страны согласовали между собой чрезвычайно важный документ — Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Подписание этой конвенции фактически заложило правовую основу для развития и углубления полномасштабного сотрудничества в регионе Каспия, что в конечном итоге положительно отразится на жизни народов прикаспийских государств.
Каспий: еще не все дорешено, еще не все разрешено
Поэтому, думаю, будет верным сказать, что
после 12 августа начался новый этап в жизни наших стран
Символично, что этот исторический саммит прошел в городе Актау, название которого переводится как «Белая гора». Это очень хорошая символика: уверен, что после подписания конвенции все дела на Каспии пойдут в гору.
— В коммюнике саммита говорилось о созыве 1-го Каспийского экономического форума в 2019 году. Планируется, что это мероприятие пройдет в Ашхабаде. Может ли этот форум когда-нибудь стать таким же известным и притягательным для бизнесменов и политиков всего мира, как, к примеру, Давосский экономический форум?
— Действительно главы прикаспийских государств поддержали идею создания Каспийского экономического форума, что можно считать совершенно логичным шагом в направлении еще большего сближения государств региона. Не секрет, что Азербайджан, как и другие прибрежные государства, активно развивается, наращивает товарооборот с соседями по Каспию, то есть мы становимся больше нужны и интересны друг другу.
Поэтому эта идея очень своевременная. Уверен, что
Каспийский экономический форум станет эффективной площадкой для расширения пространства диалога,
укрепления связей и налаживания устойчивого сотрудничества между представителями бизнес-кругов в наших странах.
Что касается перспектив стать новым «Давосом», то над этим, конечно, надо много и упорно работать. Мы только в начале пути, но я думаю, что у Каспийского экономического форума хорошее будущее, ведь инициаторы его создания самодостаточные государства, имеющие большой потенциал.
— Сегодня между Азербайджаном и Казахстаном активно развиваются отношения в политической, экономической, культурной и других сферах. Скажите, в каких областях наблюдается наиболее тесное сотрудничество, а в каких существует необходимость углублять?
— Отношения Азербайджана и Казахстана развиваются очень динамично. В настоящее время одной из наших главных целей, которая поставлена перед нами руководством МИД — это в полной мере реализовать взаимовыгодное сотрудничество между Азербайджаном и Казахстаном.
Важным механизмом реализации поставленных задач является азербайджано-казахстанская межправительственная комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству. Эффективная реализация принятой в 2017 году дорожной карты по торгово-экономическому сотрудничеству на 2018-2020 годы уже дает свои плоды в виде роста товарооборота между нашими странами.
Если сравнить товарооборот за первое полугодие 2018 и 2017 года, то заметен более чем двукратный рост (на 56%).
Это хорошая динамика, которая должна расти, и мы работаем в этом направлении.
Если говорить языком цифр, то если за весь 2017 год товарооборот между Азербайджаном и Казахстаном составил 142,1 млн долларов США, то уже только за первые 7 месяцев 2018 года наш товарооборот приблизился к этому показателю, составив почти 142 млн долларов США.
Это хорошая динамика, которая должна расти, и мы работаем в этом направлении. Если говорить языком цифр, то если за весь 2017 год товарооборот между Азербайджаном и Казахстаном составил 142,1 млн долларов США, то уже только за первые 7 месяцев 2018 года наш товарооборот приблизился к этому показателю, составив почти 142 млн долларов США.
Сравнительный анализ статданных по показателям товарооборота Казахстана с другими республиками Закавказья – Грузией и Арменией (около 40 млн и 6 млн долларов соответственно) – убедительно показывает, кто является главным торгово-экономическим партнером для Казахстана в регионе Южного Кавказа.
Благодаря усилиям министерства экономики Азербайджана несколько раз в Казахстан приезжала торговая миссия нашей страны. Азербайджанские производители презентовали нашу сельскохозяйственную и иную продукцию пищевой отрасли, побывали в Алматы и Астане.
В ближайшее время ожидается визит еще одной торговой миссии, которая посетит три казахстанских города
В результате инвестирования Азербайджаном в строительство логистического центра в Актау, а также создания и развития дистрибьюторской сети азербайджанских производителей, сегодня азербайджанская продукция представлена в торговых объектах по всей территории Казахстана. Наша цель состоит также в том, чтобы это сотрудничество развивалось по всем секторам экономики.
При этом одним из самых актуальных направлений для углубления сотрудничества, на мой взгляд, является транспортная логистика. Создание инфраструктуры, которая может отвечать интересам грузоотправителей и грузополучателей, по сути открывает для обеих стран новые возможности.
Инвестирование Азербайджана в крупномасштабные транспортно-логистические и инфраструктурные проекты внутри и за рубежом позволили Казахстану, Туркменистану и другим странам направлять значительные инвестиции в развитие транспортного сектора в западном направлении.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что
Казахстан и Азербайджан смогли создать успешную экономическую модель развития,
состоявшись как независимые государства. Обе страны ориентированы на создание стратегии по развитию ненефтяного сектора экономики.
Нынешняя реальность требует развития именно транспортной логистики. В настоящее время необходимо обеспечить благоприятные финансовые условия для грузоотправителей и грузополучателей, и дальнейшее развитие этой области с привлечением все большего количества стран и компаний.
Таким образом, можно констатировать, что Азербайджан сегодня превращается в своего рода транзитно-транспортный хаб. В прошлом году в эксплуатацию была сдана железнодорожная магистраль Баку-Тбилиси-Карс, которая является частью глобального маршрута от Китая до Великобритании.
Скоро будет достроен участок железной дороги Казвин-Решт в рамках проекта «Север-Юг». Железная дорога Казвин-Решт-Астара (Иран) — Астара (Азербайджан) является частью транспортного коридора «Север-Юг», который соединит Северную Европу с Юго-Восточной Азией, в том числе объединив железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Грузы будут проходить по территории Индии и далее через Персидский залив, Иран, Азербайджан, Россию в направлении скандинавских государств и Северной Европы.
Другим перспективным направлением сотрудничества является промышленность. Азербайджан разместил крупный заказ на закупку 50 локомотивов. Общая стоимость договора составляет 288 млн евро. Поставка всех локомотивов будет длиться до 2021 года, это долгосрочное сотрудничество французской компании Alstom, завод которой действует в Казахстане.
— Появилась информация, что в Казахстане появятся торговые дома Азербайджана. Как скоро удастся реализовать эту инициативу? И какие перспективы это сулит обеим сторонам?
— Этот вопрос обсуждался в ходе двусторонней встречи президентов двух стран в Актау 12 августа. Соответствующим министерствам были даны конкретные указания.
Хочу заметить, что нынешние реалии двустороннего сотрудничества требуют открытия торговых домов. Это представительство не стоит расценивать как открытие магазина для реализации нашей продукции.
Это будет хорошей площадкой, которая позволит показать конкурентоспособный экспортный товар Азербайджана
Одновременно там будут вестись переговоры между коммерческими структурами двух стран. Поэтому министерство экономики нашей страны и планирует открытие торговых домов в ряде городов Казахстана, чему посольство будет содействовать.