Почти 70% продаж автомобилей приходится на автомобили старше 10 лет, при этом количество сделок растет. Таковы итоги прошедших 8 месяцев. Наибольшая активность традиционно сосредоточена на юге, но нравится это не всем. Руководство Алматы планирует снизить количество транспорта на душу населения на 40%.
2 из 5 проданных на территории Казахстана в 2018 году автомобиля старше 20 лет, тогда как лишь в одной из 22 сделок фигурирует транспорт младше 3 лет. Статистика предоставлена Союзом предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».
Вердикт Союза однозначен: отечественный парк продолжает стареть.
«Доля ТС старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 35,9% в январе-августе 2017 до 39,6% в отчетный период, а доля ТС в возрасте от 1 до 3 лет сократилась с 8,2% до 4,5%», — говорится в сообщении КазАвтоПрома.
Более того, почти
7 из 10 ТС, с которыми в 2018 были совершены сделки купли-продажи, старше 10 лет – такие сделки занимают 69,1% рынка
«Наибольшую долю заняли автомобили старше 20 лет (39,6%, или 316 276 ед.),
— сообщает КазАвтоПром.
Так на какие автомобили чаще всего берут кредиты казахстанцы?
На первом месте – Toyota Camry. Модель пользуется популярностью независимо от возраста и состояния
А вот далее следует классический автохлам:
«На второй строчке расположился Volkswagen Passat. Абсолютное большинство «пассатов» находится в категории до 1 млн тенге — речь идет о третьем поколении модели, которая выпускалась с 1988 по 1993 годы».
Одна из самых востребованных ссуд – на авто возрастом 25-30 лет стоимостью менее 3000 долларов
Это красноречиво говорит о реальном уровне благосостояния граждан республики.
К слову, на третьем месте — Audi 100, который не выпускается с 1994, причем большая часть авто этой модели также продается дешевле 1 млн тенге.
В десятке востребованных: Audi 80 (производство прекращено в 1996 году), и Mercedes-Benz E230 (самому «свежему» автомобилю в этом году исполняется 20 лет).
Всего за 8 месяцев органы адмполиции поставили учет 851 465 автотранспортных средств — это значит, что
в среднем владельца сменил каждый пятый автомобиль, зарегистрированный в республике
«799 500 единиц пришлось на вторичную регистрацию техники, а это на 13,2% выше показателя годичной давности (706 115 ед.). Вклад первично регистрируемых транспортных средств составил 51 965 ед., что на 26% выше аналогичного значения 2017», — отмечают в Союзе.
При этом активность на рынке начинает спадать: если по итогам января-июля 2018 было совершено на 14,7% сделок больше, чем за аналогичный период 2017, то по итогам 8 месяцев разница уменьшилась до 13,9%.
В августе количество поставленных на учет ТС достигло 115 926 ед., превысив результат 2017 на 9,5%
По-прежнему большинство сделок проводится на юге республики. На долю Алматы, Шымкента, Алматинской, Туркестанской, Кызылординской и Жамбылской областей приходится более 51% от всех вторичных регистраций в республике – за 8 месяцев зарегистрировано более 410 тыс. сделок.
На втором месте с большим отрывом идут северные регионы Казахстана – 167,2 тыс. сделок.
Наименьшая активность отмечается на востоке республики – менее 50,4 тыс. вторичных регистраций
«Жители Алматинской области также зарегистрировали наибольшее количество ТС в возрасте старше 20 лет (66 629 ед.; 21,1%).
Следом по этому критерию расположились Туркестанская область (в том числе и Шымкент — 49 665 ед.; 15,7%) и Алматы (26 163 ед.; 8,3%)», — отмечает КазАвтоПром.
При этом Алматы лидирует и по количеству зарегистрированных автомобилей в возрасте до 1 года:
797 ед. (21,8%) от всех по республике. Показатели другого южного мегаполиса — Шымкента и Туркестанской области составили 373 ед. (10,2%).
В Астане за 8 месяцев на учет поставлено 441 ед. нового автотранспорта
Впрочем, рост количества автомобилей не всем по душе. Один из тех, кто считает, что машин должно быть меньше (хотя бы в пересчете на количество жителей), — аким Алматы Бауыржан Байбек.
В начале сентября он сообщил, что к 2035 году в городе будет проживать 3 млн человек,
а для их комфортного проживания необходимо сохранить число автомобилей на нынешнем уровне.
Для этого, например, предлагается в 4 раза увеличить количество общественного транспорта, а также реализовать ряд транспортных проектов.
«Если же мы не добьемся указанных показателей, у нас значительно ухудшится экология, качество жизни, чего мы не можем допустить. Все, что мы делаем сегодня, — улучшаем качество общественного транспорта, перераспределяем трафик, — все это делается для дальнейшего устойчивого развития города.
Это непростая задача, которая требует системного подхода, огромных усилий и поддержки алматинцев»,
— заявил Байбек.
«На сегодняшний день в Алматы зарегистрировано около 472 тыс. автомобилей — 258 машин на 1000 человек населения. Еще около 250 тыс. единиц въезжают в город ежедневно.
Каким образом в акимате планируют сохранить такие цифры на протяжении 17 лет, вопрос пока открытый
В мировой практике существует множество методов ограничения роста автопарка, начиная от повышения стоимости регистрации и заканчивая радикальным запретом на выдачу новых госномеров», — комментируют заявление градоначальника kolesa.kz.
Стоит отметить, что Алматы лишь на 3 месте по количеству зарегистрированных авто. В Алматинской области на учете стоит 486,7 тыс. единиц автотранспорта (240 на тысячу человек), а в бывшей ЮКО (в официальных статотчетах она пока не разделена на Шымкент и Туркестанскую область) – 494,5 тыс. (167 на тысячу человек).
В случае, если руководству Алматы удастся реализовать свой план, к 2030 году на 1000 жителей города будет приходиться 155 единиц автотранспорта.