Нур-Султан
Сейчас
8
Завтра
12
USD
421
-2.14
EUR
499
-0.30
RUB
5.6
-0.04

Традиция казахской взаимопомощи — Сыбаға беру

1704

Женщинам запрещалось готовить еду с непокрытой головой: волосы должны были быть закрыты кимешеком или орамалом (платком).

Уважение старших: Үлкендi сыйлау — самая важная традиция казахов

Также свято относились к молочным продуктам. Великий ученый Чокан Уалиханов в исследований «Тенгри» писал:

«Если молоко случайно прольется на землю, нужно смочить в пролитом молоке пальцы и поклониться духам

во избежание их гнева, после чего место, куда пролилось молоко, следует засыпать землей».

Источник: e-history.kz

Правила для детей и молодежи

Большой знаток казахского этикета, ученый Ш. Тохтабаева пишет:

«Неприличным считалось принимать пищу вне помещения, а также на ходу, стоя или лежа. В казахском обществе существовало немало народных примет на эту тему.

Считалось, что

если рассыплешь муку, ссоры не миновать, а если соль — в дом придут неприятности

Существовали различные правила приема пищи, которые родители прививали своим детям с малых лет.

Считалось, что неумеренность ребенка в еде предвещает голод

Существовали правила приема пищи и для молодежи: им возбранялось есть головы животных, пока живы их родители».

Исследователь казахского уклада жизни А. И. Левшин писал:

«Соли ко всякой пище употребляют очень мало. Дичины почти не стреляют, рыбой питаются бедные»

Поделись с ближним своим

У казахов очень сильны родственные отношения. Уважение к старшим и  родным демонстрировалось даже через пищу. Благодаря этому сложилась традиция «Сыбаға беру» (выделение доли) —

отдавать часть заколотого коня или барана близким родственникам, преимущественно старшего возраста

Этот обычай, как справедливо считает Ш. Тохтабаева, взаимосвязан с традицией родственной взаимопомощи.

Как казахи дарят подарки — традиция Сыйлық жасау

Исследователь казахских традиций и обычаев Сеит Кенжеахметулы писал, что у народа существовало несколько видов «Сыбаға беру»:

«Су сыбаға (водяная доля) — выделяется при ловле рыбы. Обычно это делается при большом улове. Жители близлежащего аула могут поздравить с удачным уловом, тогда их нужно одарить его частью».

Өлі сыбаға (мертвая доля) дается пожилым, вдовам и сиротам.

Қара сыбаға (траурная доля) — это часть мяса, которую передавали семьям, где недавно прошли похороны».

Традиция в литературе

Традицию «Сыбаға» замечательно описал Мухтар Ауэзов в романе-эпопее «Абай жолы» (Путь Абая). В романе слово сыбаға переведено как «угощение»:

«…Кунанбай целый день не сходил с коня, объезжая всю местность. Вернулся он в аул только к сумеркам и подъехал прямо к юрте своей старшей жены Кунке.

Сегодня здесь собрались только женщины: матери Кунанбая – жены его умершего отца, жены его дядей и другая женская родня двух поколений. Их аулы – числом около двадцати – давно уже выделились из общего хозяйства и кочевали отдельно. Все они приехали в гости и привезли полагающееся по обычаю угощение.

Два раза в год женщины этих аулов приносят такое угощение в юрты Кунанбая. Первый раз – когда его аулы прикочевывают на весеннее пастбище; после долгой разлуки женщины, соскучившись на отдаленных друг от друга зимовьях, спешат побывать везде, начиная с Большой юрты, где живет Зере.

Второй раз они собираются осенью, перед разлукой.

Как только в дверь, почтительно откинутой Майбасаром, появилась внушительная фигура Кунанбая, смех и шумная болтовня женщин мгновенно смолкли.

Мужчины сели. Обратиться к Кунанбаю осмелилась одна Таншолпан, вторая жена его отца, считавшаяся старшей после Зере:

– Сын мой дорогой, твои матери и старшие невестки принесли угощение. Теперь мы собираемся расходиться. А твоей старой матери приношение уже сделано. Мы угощаем не Кунке, а тебя: ты молод, но уже стал нашим главою.

Завтра мы разъедемся по зимовьям, до весны нам придется просидеть, как в норах. Такова уж женская доля…

Пусть мое угощение будет добрым пожеланием тебе до будущего года и молитвой о твоем счастье, сын наш!

Кунанбай взглянул на нее, кивнул головой и ответил после недолгого молчания:

– Ты сказала «Мы разъедемся по зимовьям»? А что если не будем разъезжаться? Как бы не пришлось вам принести угощение еще раз.

Он многозначительно усмехнулся. Женщины поспешили подхватить его смех».

Традиция «Сыбаға беру» не забыта казахами и в нынешнее время.

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter