По российской инициативе в рамках ЕАЭС прорабатывается возможность совместно вводить экономические меры против третьих стран. Цель проекта в том, чтобы на ущемление экономических интересов одной из участниц союза ответные меры вводили все страны ЕАЭС, а не только та, которая понесла ущерб.
Сейчас рассмотрением этого предложения по поручению премьер-министров, входящих в союз государств, занимается Евразийская экономическая комиссия.
Сергей Домнин, эксперт ИМЭП при Фонде Первого Президента РК, дал нашему порталу эксклюзивный комментарий.
— Тема совместного ответа участников ЕАЭС на антироссийские санкции рано или поздно должна была всплыть
С самого начала процесса евразийской интеграции власти стран-участниц ТС, а затем и ЕАЭС, пытались подчеркнуть, что эта организация экономическая. Внешнеполитический курс РФ, ее долгосрочная конфронтация с Западом, вызвавшая обострение противоречий с Грузией и Украиной,
никак не влияют на евразийский экономический вектор
Возможно, так и было, пока давление на Россию не перешло в плоскость экономических санкций. Причем самые действенные шаги Запад сделал в этом году, а не в 2014. В марте США ввели санкции против российских олигархов и подконтрольные им компании – это привело к резкому ослаблению рубля.
В ближайшие пару месяцев санкции будут распространены на российский госдолг и государственные банки. При дальнейшем осложнении ситуации количество бизнесменов и компаний из РФ в санкционных списках увеличится.
Если запретительные меры касаются исключительно Российской Федерации, только ее резидентов,
Казахстан может сохранять отстраненность, потому что эта проблема касается его в меньшей степени
Когда же речь идет об ограничениях, распространяющихся на дочерние структуры российских компаний, которые создают рабочие места на территории Казахстана и платят здесь налоги, это уже волей-неволей превращается в проблему Казахстана. Соответственно,
есть логика в том, чтобы использовать для решения такого рода проблем общие наднациональные институты
С моей точки зрения, вопрос, который РФ стоило бы обсудить со своими партнерами по ЕАЭС, это возможный ответ России на санкции. И
важно, чтобы ответные меры не ущемляли интересы других союзных стран
Полезным представляется и согласование планов поддержки национального бизнеса в случае реализации негативного сценария. Например, поддержка крупными российскими банками казахстанских поставщиков российских производителей.
Если вернуться к инфоповоду, понятна негативная эмоциональная реакция независимых экспертов из РК и других стран ЕАЭС, истолковавших комментарий министра ЕЭК по торговле Вероники Никишиной как призыв обсудить совместные контрсанкции РФ, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Армении против США и их западных союзников.
Позиция властей Казахстана давно известна – Астана против применения экономических санкций
Поэтому вполне логично, что мы не будем вводить их сами против какой-либо из сторон конфликта в качестве ответной или компенсирующей меры.