Нур-Султан
Сейчас
-18
Завтра
-19
USD
426
+0.44
EUR
513
+3.55
RUB
5.63
+0.05

Новое назначение Байжанова: почему Совбез возглавил силовик

738

https://365info.kz/2018/05/zakonoproekt-o-sovbeze-s-pozhiznennym-glavenstvom-nazarbaeva-odobren-mazhilisom/

Большинство казахстанских экспертов пришли к выводу, что секретарь Совбеза – силовик (а не тяжеловес, как ожидалось) — фигура в большей степени техническая, нежели политическая.

Следовательно, в ближайшее время не стоит ожидать значительного усиления этого органа, несмотря на придание ему конституционного статуса и расширение полномочий, а также связанные с этим завышенные ожидания со стороны как экспертного сообщества, так и медиа.

«Нужно время»

Известный казахстанский политолог, директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, комментируя назначение Байжанова в Совбез в своем аккаунте в Facebook, отметил, что «Совбез фактически продолжает пока работать в прежнем (до принятия 5 июля 2018 года закона о данном органе) формате».

Осенняя геополитика: к чему готовиться Казахстану?

«Видимо, пройдет какое-то время для того, чтобы Совбез стал одним из ключевых центров принятия решений в соответствии с полномочиями, определенными именно законом.

Что касается Байжанова, его персона и статус президентского помощника дают понять, что к будущему транзиту власти это назначение прямого отношения не имеет», — считает Чеботарев.

Вопрос в исполнителях

По мнению политолога, председателя попечительского совета Transparency Kazakhstan Марата Шибутова, назначение секретарем Совбеза политического тяжеловеса только увеличило бы конфликтность в элите.

«Секретарем Совета безопасности опять стал представитель силового блока, а не политик, как будто новых полномочий и не добавлялось. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы снизить напряженность между разными центрами власти.

Гораздо больше о том, будут ли реализованы новые полномочия Совбеза, скажет будущее его разделение с администрацией президента, новый размер штата и бюджет. Так что тут во многом все зависит от того, какие исполнители туда придут», — поясняет политолог в своей статье на Regnum.

габит байжанов

Г. Байжанов. Источник — tengrinews.kz

Всего лишь домыслы?

Нелишним было бы отметить два аспекта общественной и экспертной дискуссии, развернувшейся вокруг назначений последнего месяца.

Во-первых, характерной реакцией на несбывшиеся якобы прогнозы стали упреки в адрес экспертов и СМИ, их озвучивавших. Дескать, подобные «конспирологические домыслы» и «экспертные фальстарты» девальвируют честный облик казахстанского политолога/политического публициста, а также вводят неискушенную публику в излишний ажиотаж.

«Азиатский Шенген»: удастся ли договориться всем странам о единых визах?

К сожалению, такой наивно-обывательский взгляд высказывают порой люди, относящие себя к политологическому сообществу. Тут нам хотелось бы подчеркнуть, что прогнозирование – это одна из ключевых компетенций (как для экспертов, так и для медиа), а отнюдь не спекулятивный инструмент для привлечения к себе внимания и накрутки трафика.

Политические прогнозы – это прежде всего повод обозначить наиболее значимые тренды и процессы политической жизни, а также очертить расстановку сил в элите, оценить потенциал и перспективы конкретных персон. В конечном счете, прогнозы – это важная часть открытого политического дискурса и публичного политического пространства.

Логика решений

Во-вторых, нередко можно услышать мнение, что принципы, по которым осуществляются кадровые ротации в Казахстане, непознаваемы и даже в какой-то степени рандомны. Это допущение также делает тщетными любые попытки строить прогнозы.

Позволим себе не согласиться и с этой точкой зрения, поскольку принципы, которыми руководствуется глава государства в кадровой политике, безусловно, имеют внутреннюю логику. А следовательно, вполне познаваемы. В наиболее общем виде их можно сформулировать в двух пунктах.

Во-первых, президент не допускает возникновения двух конкурирующих центров силы/принятия решения в системе власти. Поскольку это противоречит центрально-азиатской политической традиции, предполагающей неделимый характер власти. Во-вторых, ключевым принципом управленческого мастерства главы государства является поддержка сложного элитного баланса.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter