В условиях ограниченного бюджета нужно привлекать иностранных инвесторов на различные проекты в рамках государственно-частного партнерства. Но для этого необходимо подкорректировать законодательную базу.
Проекты, основанные на государственно-частном партнерстве (ГЧП), для Казахстана не редкость. И все же развивать их еще предстоит. В том числе привлекая иностранных инвесторов. По словам Шаймердена Чиканаева, партнера юридической фирмы GRATA International, сегодня Казахстан представляет собой «восходящую звезду в ГЧП» для инвесторов, юристов, строительных компаний и банков.
— Для этого есть несколько существенных причин. Во-первых, нужно учитывать всеми известный факт, что в Казахстане очень много природных ресурсов. Это очень важно, потому что
если страна ими не обладает и не имеет большого населения, изначально сложно развивать инфраструктуру и привлекать инвесторов
У нас уже изначально есть такое преимущество. Во-вторых, наше географическое расположение между Европой и Азией является еще одним плюсом. Мы участвуем во многих международных союзах.
В третьих, мы занимаем неплохие позиции в рейтингах по легкости ведения бизнеса. И одно из главных преимуществ, которое должно нам помогать — это сильная политическая воля на уровне высшего руководства республики, в том числе нашего президента, использовать механизм ГЧП. Есть у нас и поддержка международных банков развития.
Если сегодня многие международные банки ушли из России, у нас как раз наоборот — за каждым крупным республиканским проектом национального масштаба обязательно стоит какой-либо банк развития. Или ЕАБР, или Азиатский банк развития, или AFC и так далее, — рассказывает юрист.
По мнению Чиканаева, немалые средства иностранные инвесторы сегодня могут зарабатывать в Казахстане на логистике, а также на социальной инфраструктуре. Ведь в стране со времен СССР осталось немало школ и больниц, которые требуют огромных инвестиций. В целом, по его словам, при ограниченности госбюджета
единственный способ улучшить инфраструктуру в стране — это ГЧП проекты, а иначе Казахстан будет только деградировать
Увы, реализация таких проектов не обходится без проблем законодательного характера.
— Что меня как юриста смущает в Казахстане, так это нередкое отсутствие логики. К примеру, зачем иметь два закона — закон о ГЧП и закон о концессиях, если они регулируют одни и те же правовые отношения? Это можно объединить в один закон.
Не нужно искусственно создавать дополнительную законодательную базу
В России схожая ситуация. Тоже существуют два закона, но там, по крайней мере, есть определенные критерии: если право собственности остается за государством — это концессия, а если за частником — это ГЧП.
У нас же между двумя этими законами нет особых отличий, ни по субъектам, ни по объектам, ни по предмету регулирования. Кроме того, под каждым из этих двух законов существует своя подзаконная база, которая постоянно меняется и дополняется.
Все это лишняя трата государственных средств
Возникает путаница — становится непонятно, когда применять закон о концессиях. В законе о ГЧП прописано, что на все отношения, которые в нем прямо не урегулированы, могут применяться другие законы, в том числе и закон о концессиях. Если читать это буквально, получается, закон о концессиях вообще никогда нельзя применять, потому что все регулируется законом о ГЧП, — рассказывает Чиканаев.
Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что в Казахстане непонятно, с кем заключается договор.
В законе о ГЧП сейчас прописано, что государственным партнером является республика Казахстан. Но при этом по проектам местного масштаба обязательства вешают на местный бюджет, на административно-территориальную единицу. Получается, договор заключает один, а отвечают по нему совершенно другие. В законе о концессиях еще хуже: там написано, что концедентом является государственный орган. А с точки зрения гражданского права, он в принципе не может быть субъектом права. И тоже неясно, с кем в итоге заключается договор, — делится юрист.
Резюмируя, Чиканаев замечает, что все же если брать в целом, законы в Казахстане не такие уж плохие.
Между тем Азамат Ойнаров, председатель правления АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» подчеркивает, что на сегодняшний день в Казахстане на региональном уровне заключено 377 контрактов, в планах 492.
— И на национальном уровне у нас уже шесть действующих проектов и 12 планируется, — рассказывает он.
При этом
большая часть проектов ГЧП применяется в сфере образования — это школы и детские сады
— Локомотивом среди всех наших концессионных проектов сегодня является строительство большой кольцевой дороги вокруг Алматы (БАКАД). Договор сроком на 20 лет был заключен в феврале 2018 года, стоимость проекта составила 512,3 млрд тенге, — рассказывает Ойнаров.