Уровень дохода жителей республики за последний год вырос: таковы данные опроса, проведенного по заказу Нацбанка. Однако в то, что благосостояние будет расти и дальше, верят все меньше респондентов. Отчасти сдерживанию оптимизма способствует рост закредитованности населения.
Число казахстанцев, заявляющих о том, что месячный доход семьи превышает 150 тыс. тенге, достигло рекордных значений. По данным опроса, проведенного по заказу Нацбанка, в августе 2018 года такой ответ дали 25,5% респондентов, что на 4,5% больше, чем в июле.
Одновременно с этим
значительно сократилось число тех, чьи доходы ниже 70 тыс. – 20,7% со снижением почти на 8 пунктов
Таким образом впервые семей с доходом более 150 тыс. тенге оказалось больше, чем с доходом менее 70 тыс. тенге.
Более того, количество семей с высоким достатком превышает количество бедных: сразу 7,2% респондентов заявили, что месячный доход семьи превышает 300 тыс.тенге в месяц (месяцем ранее таковых было 5,8%), тогда как о сумме менее 40 тыс. тенге сказали лишь 4,4% (минимум за все время, снижение за месяц 1,9%).
Улучшилась и оценка дохода со стороны населения.
15,1% опрошенных в августе заявили, что в целом за год их благосостояние улучшилось –
это хоть и минимальный показатель за 4 месяца (в июле – 17,1%), но больше, чем год назад (14,1%). Тех, кто считает, что благосостояние скорее ухудшилось пока больше (24,7%), но это вблизи абсолютного минимума (24,4% в июле 2018-го).
А вот в будущее казахстанцам кажется все менее радужным
В то, что благосостояние в ближайший год вырастет, верит 37,9% казахстанцев – это минимальный показатель с декабря 2017 года. Тех же, кто считает, что дальше будет только хуже – 12,2%. За последние 7 месяцев число пессимистов больше было лишь один раз – в марте такой ответ дали 13,5% респондентов.
Накоплениями могут похвастаться далеко не все жители республики – они есть лишь у каждого пятого казахстанца. По данным опроса Нацбанка, сбережения есть у 20,7% населения – это почти на 3% меньше, чем в июне, и более, чем на 4% уступает показателям апреля.
При этом нестабильность курса резко изменила мнение казахстанцев о том, как лучше хранить сбережения. Доля тех, кто хранит деньги наличкой (можно было выбрать несколько вариантов) за месяц упало с 33,6% до 24,4% — минимум за все время проведения опросов (с января 2016 года).
На этом фоне резко выросло доверие банкам: депозиты есть у двух из трех казахстанцев, имеющих накопления: за месяц доля выросла с 57% до 67,8%.
Так же в августе значительно выросла доля казахстанцев, предпочитающих вкладываться в недвижимость – 10,1% против 6,4% в июле.
Интересно, что ослабление тенге никак не отразилось на доверии населения: что в июле, что в августе накопления в национальной валюте имели 81,7% казахстанцев (из тех, кто вообще имеет накопления).
Долларовые сбережения есть у 24,1% респондентов. А вот рублям и евро особого доверия нет: 6,3% и 6,4% соответственно
Интересно, что рост благосостояния происходит одновременно с ростом закредитованности населения. Потребительский кредит есть у каждого четвертого казахстанца (27,9% — рекорд), у одного из 12 — ипотека (4,3% — максимум декабря 2017 года) или автокредит (3,8% — максимум с декабря 2016-го).
Доля респондентов, не имеющих кредитов, составила 56,3% — минимальное значение за время проведения исследований
Причем в дальнейшем, судя по всему, закредитованность будет расти: 18,2% респондентов заявили, что планируют взять ссуду в ближайшие 12 месяцев. Это также является рекордным показателем.
Вместе с тем растут и размеры кредитов. Доля респондентов, чьи ежемесячные выплаты не превышают 30 тыс. тенге, снизилась до 38,9% (минимум с августа 2017), тогда как количество казахстанцев, вынужденных гасить по 70 и более тыс. тенге, выросло до 20,7% (максимум с сентября 2016).
Опрос для Нацбанка традиционно проводит GfK Kazakhstan. В телефонном опросе приняло участие 1500 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих в областных центрах, а также Алматы, Астане и Семее (городах с населением более 250 тыс. человек).