Феминизм — это не только красочные девичьи акции на Арбате. В Казахстане у этого течения как минимум три уровня и три разных подхода к проблеме дальнейшего раскрепощения женщин.
Насколько остро женский вопрос стоит в Казахстане и о чем забывают многие отечественные феминистки, вслед за западными коллегами борющиеся против сексуальной объективации и харрасмента? На эти вопросы ответил известный политолог Марат Шибутов в своей статье на regnum.ru.
Недавняя акция алматинских феминисток против стигматизации менструаций привлекла внимание многих СМИ и вызвала в них и в социальных сетях дискуссию:
актуален ли феминизм в Казахстане. И если да, то какой именно феминизм нужен стране на самом деле?
Почему уятмены бушуют, а феминистки молчат? — мнения экспертов
В последние годы в медийной сфере Казахстана присутствуют два феминистических течения.
Первое продвигается международными неправительственными организациями и включает в себя равенство и борьбу с дискриминацией, политическое представительство, борьбу с насилием против женщин. Эту тему продвигают многочисленные НПО.
В основном сторонникам этого течения больше 35 лет
Второе продвигается так называемыми «хипстерскими» СМИ, которые поднимают вопросы ЛГБТ, приставаний, травли, унижений, сексуальной объективации и др.
Это течение проникло в Казахстан частично через соответствующие СМИ России, частично — через американские
Именно приверженцами второго течения являются протестовавшие на алматинском «Арбате».
Активисткам меньше 30-ти, численно их очень мало, они плохо организованы, но их поддерживают глянцевые СМИ
и социальные сети. Параллельно к этим деятелям стараются примкнуть и активисты ЛГБТ-движения, которые добиваются таким образом продвижения важных для них тем.
Но оба течения на самом деле довольно чужды Казахстану, потому что совсем не учитывают региональную специфику.
Феминизм на лице: как меняются девушки, увлеченные борьбой за свои права
Первое было разработано для постколониальных стран Азии и Африки, которые получили независимость после 40−50-х годов ХХ века и чье существование было омрачено постоянными войнами, переворотами и очень слабым человеческим развитием.
В некоторых странах после ухода колонизаторов число грамотных людей измерялось долями процента. Но Казахстан не был колонией, он был частью СССР, который при всех недостатках был модернизационным проектом.
Право голосовать женщины получили еще при Временном правительстве в 1917 году, а в той же Швейцарии — только в 1971
Если же вспомнить о представительстве женщин в политике, в СССР первой женщиной-министром стала Александра Коллонтай еще в 1917 году. При этом первой женщиной-министром в США стала Фрэнсис Перкинс в 1933, а в Великобритании — Маргарет Бонфилд в 1929 году. То есть многое из того, что продвигается этой программой, для Казахстана давно неактуально.
Феминистку обвиняют в разжигании ненависти к мужчинам
Второе течение сугубо американское. При этом надо понимать, что в реальности США заметно отличаются от того образа, который транслирует Голливуд.
Изначально США — страна протестантских сектантов: баптистов, евангелистов, англикан, квакеров, методистов, пятидесятников, адвентистов и так далее. Это также страна, в которой до сих пор, несмотря на все усилия, жив расизм. Соответственно, проблемы абортов, расовой и религиозной дискриминации, гомофобии, травли — это исконно американские проблемы, с которыми в стране борются.
Но из-за мессианских взглядов, которые также растут из протестантизма,
США начинают собственные проблемы транслировать в мир так, будто они актуальны для всех стран
И пусть понятно, что тема неактуальна для Казахстана или России, но зато она в тренде, на нее выделяются гранты. Использование ее в публичном пространстве приносит известность и определенные преимущества.
Феминистки прошли маршем в Бишкеке
Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что в Казахстане последние лет 80 практически исчезла модель семьи с женщиной-домохозяйкой, типичная для США.
В Казахстане гораздо чаще встречаются семьи, где женщина является не только главным, но иногда и единственным кормильцем.
Согласно статистике, в стране в среднем:
А вот третье феминистское течение, существующее в Казахстане, в СМИ очень мало представлено. В основном оно связано с государством и является частью его социальной политики. Речь идет о Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, о советах женщин-предпринимателей, различных женских ассоциациях и так далее. Оно связано с женщинами из бизнеса и политики.
На самом деле это и есть самое влиятельное женское лобби в стране. Но, увы, оно не отвечает модным требованиям.
https://365info.kz/2017/07/ot-zodchej-kommunizma-do-slabogo-pola-kak-v-sng-vernulsya-patriarhat-ekspert/
Модно устраивать акции с плакатами, но не модно выделять миллиарды тенге льготных кредитов через ЕБРР и «Даму»
на женское предпринимательство.
Модно говорить во весь голос о притеснениях гомосексуалистов, но почему-то никто не говорит, что операции по смене пола в Казахстане оплачивает государство.
При этом все публичные дискуссии на тему «женского вопроса» игнорируют классовое разделение общества, несмотря на очевидность того факта, что у женщины с деньгами один набор прав и возможностей, у бедной женщины — совсем другой.
В этих дискуссиях многие участники стараются убедить оппонентов, что и богатые, и бедные женщины одинаково страдают от мужской дискриминации
Хотя женщине с высокой зарплатой гораздо проще отделиться и жить самостоятельно, не страдая от того же бытового насилия со стороны родственников.
Феминистки устроили марш на Арбате в Алматы
Суть вопроса в том, что главной проблемой для казахстанских женщин остается бедность. Чем меньше денег в семье, тем тяжелее женщине, особенно если у нее есть дети.
При грядущем падении доходов населения и сокращении рабочих мест сразу обострятся следующие проблемы.
Невыплата алиментов. Для бедных семей возрастет значимость социальных пособий на детей и пенсий по инвалидности. Это значит, что женщин заставят больше рожать, чтобы на эти деньги содержать еще и неработающего мужа.
Возрастет и нагрузка на пожилых женщин. Они чаще доживают до пенсии, на которую им придется содержать безработных детей. И это уже довольно типичная ситуация для сельской местности и малых городов.
Женщинам будет труднее найти работу. Все хорошие места будут отдаваться мужчинам. Остается вариант самозанятости или путь домохозяйки. А отсутствие собственных денег — это уже зависимость от мужчины и связанные с этим трудности.
Вторая по важности проблема — это столкновение стереотипов в голове отдельно взятой женщины. Дело в том, что Казахстан объективно капиталистическая страна с отчасти модерновой и отчасти постмодерновой экономикой и стремительно либерализующейся социальной сферой.
В это же время в обществе стали популярны взгляды, которые иначе как архаизацией не назовешь. Экономика требует грамотного финансового планирования и небольшой семьи. А общество в виде родственников вынуждает брать кредит на пышную свадьбу и рожать до тех пор, пока не появится мальчик.
«Меня удивила бедность простых людей в стране» – казашка в США
Но в столкновении мира иллюзий и мира денег с сокрушительным счетом всегда побеждают деньги.
Следуя требованиям общества, женщины обрекают себя на бедность. А значит, и на поражение в правах
Однако сейчас опросы казахстанской молодежи показывают, что она становится даже более религиозной и консервативной, чем поколение их родителей и даже дедушек и бабушек. Это значит, что
архаичная сельская модель финансового поведения будет разорять людей и дальше
Больше нет нужды в массовых армиях, так что права женщин могут и сокращаться. Пусть не законодательно, но в реальной практике.
Таким образом, выходит, что у женщин в Казахстане те же проблемы, что и у всего общества в целом:
Их и надо решать в первую очередь. Когда же женщины будут иметь достаточно денег и собственное жилье, тогда и можно будет поговорить о том, как часто их трогают за разные части тела на работе.