Ворожба и предсказания существуют с древнейших времен. «Устроены так люди, желают знать, что будет…». В казахском обществе такое любопытство удовлетворяли жайшы (маги)и елтi (шаманы). Они гадали на наскальных гравюрах-петроглифах, используя в своем деле древнетюркские рунические надписи и даже бараньи лопатки.
Уже в 11 веке Жусип Баласагун в книге «Құтты білік» (Благодатное знание) написал для правителей советы, как надобно обходиться с гадальщиками. В народе же славились жайшы, елті, жадыгөй (чародеи, заклинатели) – люди, обладающие сверхъестественными способностями.
Еще были жауырыншы — они предсказывали будущее по бараньей лопатке. «Для этого
сначала нужно съесть отваренное мясо, не касаясь зубами кости
А когда ее бросают в огонь, рядом не должно быть железа», — так описал этот метод гадания ученый Чокан Уалиханов.
Железо, как считали казахи, обладало магической силой, поэтому оно могло помешать правдивости гадания
Лопатку нагревали на огне, в результате чего на ней появлялись трещины с различными изображениями, по которым и делалось предсказание. Например, какая будет зима, где находится беглец, на каком расстоянии находятся враги, будет ли жұт (падеж скота).
Особое предпочтение отдавалось тем, кто умел гадать по необожженной лопатке — они считались сильными предсказателями
Существовали и другие способы предсказаний. Гадальщики могли устанавливать личность человека, который, к примеру, сглазил ребенка. Для этого у изголовья спящего малыша из чаши в чашу «отливали» металл.
Чокан Уалиханов писал: «Все бақсы (шаманы) суть гадатели на собственном их способе гадания. Например, некоторые играют плетью, которую держат между двух пальцев для равновесия. А женщины, имеющие духов, елті, умели входить в состояние полного экстаза».
Существовал способ гадания и с помощью пламени, куда бросали жир.
Если пламя было светлым, это означало хорошее будущее, темный огонь предвещал неприятности
В казахском обществе были также уважаемы сұңғыла и сыншы. Эти люди могли предсказать судьбу, лишь взглянув на ребенка, предугадать победу на скачках или в спорах.
В народе также были есепші (счетоводы) и жұлдыз жорамалшы (зведочеты). Они предсказывали погоду, могли заранее предупредить о надвигающихся осадках, морозах и ураганах.
Бал ашу — так называют казахи все виды гадания. «Бал» в переводе с казахского означает «мед», а «ашу» — открытие. «Бал» в словосочетании «бал ашу» понимается иносказательно: при гадании люди надеются услышать приятное (сладкое).
Есть и другие названия гаданий, например, «Құмалақ ашу» (открыть камни), «Құмалақ тарту» (раскидать камни).
Самым распространенным в казахской степи было гадание с помощью 41 круглого камешка
Их называли «құмалақ», так как они были маленькими, помещались в ладонь и по форме были похожи на құмалақ (сухой овечий помет). Это слово метафорично, его не следует воспринимать прямолинейно.
Құмалақшы (гадатель) при себе всегда носил камни. В доказательство этому уместно вспомнить о народной игре «Тоғыз құмалақ» (9 камешков), в названии которой тоже присутствует это слово.
Поэт и писатель Шакарим Кудайбердиулы в произведении «Әділ Мәрия» (Адиль-Мария), описывая играющих в «Тоғыз құмалақ», пишет:
«Төрдің алдында бір-екеуі тоғыз құмалақ ойнап, оның бірі ақ сүйектен істеген бір уыс құмалақты қолына алып: Бір, екі, үш, төрт деп, екі-екіден санап тырсылдатып ордасына салып».
На почетном месте несколько человек играли в тоғыз құмалақ. Один из игроков взял горсть кумалаков, сделанных из белой кости. Считая «раз, два, три, четыре» клал их по 2 в орду.
А поскольку для такой игры нужно много костяных шариков-кумалаков, можно смело утверждать, что изготовленные из кости кумалаки были и у профессиональных гадателей.
Писатель Жарылкасын Боранбай живет в Алматы. Вот какой интересный случай из жизни своего отца он описал:
«Мой отец Боранбай в годы Великой Отечественной войны побывал в одном ауле, который был расположен среди Кызылкумов. В ауле, где жили только женщины, незнакомого путника встретили по казахскому обычаю, накрыли дастархан.
Во время беседы к гостю обратилась молодая женщина: «Много времени прошло с тех пор, как мой муж ушел на фронт, но до сих пор от него нет никаких вестей. Может быть вы погадаете мне?»
Мой отец был по своей природе мягким человеком. Он взял 41 камешек и принялся за дело. Отец гадал несколько раз,
и каждый раз камешки ясно показывали, что муж этой женщины вернется домой живым и невредимым
После этого отец рассказал женщине, что предсказали его камни. Ранним утром в дорогу она собрала все съестное, что смогла, и преподнесла гостю.
В полдень идущего пешком отца догнали два всадника. Отец удивился — не случилось ли чего? А они ему говорят: «Вы настоящий святой. Вернулся домой муж той женщины, которой вы гадали. Жив-здоров.
Так вот, он зарезал барана в вашу честь и отправил нас за вами. Велел, чтобы мы привезли вас в аул».
Так мой отец задержался в том ауле еще на несколько дней. И конечно же, по просьбе тех, кто приехал увидеться с фронтовиком, продолжил гадание».
Гадатели в казахском обществе существуют и поныне. Пусть они приносят только благие предсказания!