За три летних месяца национальная валюта ослабла относительно евро и доллара более чем на 10%. А вот российский рубль стал дороже, хоть и ненамного.
Официальный курс американской валюты в первый день осени составил 363 тенге 43 тиын. Это значит, что за три месяца доллар в республике подорожал сразу на 34,08 тенге (или 10,3%), достигнув максимума с февраля 2016 года.
Американская валюта увеличивалась в цене на протяжении всего лета. За июнь курс вырос на 11,73 тенге, за июль – на 5,62. Самый значительный рост произошел в августе – за месяц доллар вырос в стоимости на 16,73 тенге.
О причинах ослабления тенге Нацбанк говорил неоднократно.
Летнее ослабление нацвалюты связано с выводом средств с развивающихся рынков: из-за ситуации в Турции
инвесторы предпочитают изымать средства из экономики таких стран, направляя их в более надежные инструменты
Также сыграла свою роль геополитическая обстановка вокруг России – главного торгового партнера республики (рубль падает на фоне санкций, потенциальных внутренних проблем, связанных с повышением пенсионного возраста, массовых закупок валюты, продолжавшихся большую часть лета, и других факторов), а также Китая и Ирана.
Влияет, по заверению регулятора, на курс и население: спрос на доллар растет в период отпусков. В июле он вырос относительно мая в 5 раз (около 475 млн долларов), но это все равно почти вдвое ниже пиковых значений 2017 года (876,7 млн долларов в августе).
Как повлияет на курс доллара приход осени (и окончание периода отпусков), сказать нельзя
Нацбанк со своей стороны готов к интервенциям для поддержания курса, но только для «сглаживания значительных и дестабилизирующих краткосрочных колебаний».
Поддерживать валюту на постоянной основе регулятор не намерен
Стоит отметить, что слабый тенге выгоден в первую очередь экспортерам (и, как следствие, бюджету и Нацфонду), а также фининститутам, активно инвестирующим за рубеж (например, ЕНПФ).
В минусе в первую очередь оказывается сектор торговли (зависимость от иностранных товаров остается высокой), но под давлением оказываются все импортеры.
Курсообразование евро в Казахстане сложнее, чем доллара. Так как торгов с европейской валютой на Казахстанской фондовой бирже не проводится, ее
стоимость определяется умножением курса доллара к тенге на курс доллара к евро
Поэтому волатильность европейской валюты гораздо выше, чем американской: на нее влияют все те же факторы, которые определяют курс тенге к доллару, плюс ситуация в экономике, политике и других сферах как внутри Евросоюза, так и при взаимоотношении ЕС с остальными странами мира.
Летом наибольшее влияние на курс евро оказывал Дональд Трамп
Президент США то грозил европейским странам санкциями, то предлагал поддержать его решения по третьим странам, то говорил о важных совместных проектах.
В зависимости от настроения и риторики Трампа менялось и отношение к евро: он то слабел, то укреплялся
Но последний летний рост курса «европейца» относительно «американца» напрямую с Европой не связан: Трамп упрекнул ФРС в излишне крепком долларе, в результате чего рынок быстро стал менять американскую на европейскую валюту (в том числе), поднимая тем самым ее курс.
Как итог: евро за лето в Казахстане подорожал на 38,82 тенге (или 10,1%). Преодолев в начале июля планку в 400 тенге, европейская валюта к концу лета добралась почти до 425 тенге: официальный курс в первый день осени составил 424,16 тенге.
Исторический максимум курса евро к тенге в последнюю декаду августа был побит 4 раза,
и кажется довольно вероятным, что в ближайшее время будет покорена планка в 430 тенге.
Нацбанк в обзорах по валютам развивающихся стран невольно обращает внимание на то, что
тенге слабеет к мировым валютам не так сильно, как валюты других стран
Среди них есть и российский рубль. Было бы странно, если бы валюта страны, попавшей под очередные санкции и которой грозит еще большее ужесточение, слабела медленнее, чем валюта страны, которая с ней торгует. Но выходит именно так:
курс рубля к доллару за лето просел примерно на 9%, курс тенге – на 10,3%
В результате слабеющий российский рубль в Казахстане оказался довольно стабильным. Более того, за лето он несколько окреп: с 5,31 тг 1 июня до 5,35 тг 30 августа. Немного, но показательно, тем более, что
большую часть лета рубль торговался выше отметки в 5,40 тенге, временами прыгая выше 5,50
Единственным месяцем, когда рубль слабел, оказался август – курс снизился на 21 тиын, или 3,8% (рост в июне составил 13, в июле – 12 тиын). Таким образом,
тенге оказался крепче рубля только тогда, когда у того начались серьезные проблемы,
а к внешним шокам добавились и внутренние вмешательства (вроде предложений об изъятии средств у химических и металлургических компаний).