Качество кредитного портфеля вроде и улучшилось, однако проблемы остались все те же.
По данным НБ РК, качество ссудного портфеля банков улучшилось. Кредиты с просрочкой платежей свыше 90 дней по итогам июля 2018 года составили в целом по банковскому сектору 8,8% от ссудника, или 1,2 трлн тенге. Годом ранее NPL+90 был на уровне 12,8% от ссудного портфеля. Это хорошо, но…
Экономист Ерлан Ибрагим связывает это с реструктуризацией банков.
— Вероятно, что-то списывалось с QazKom при передаче его в Народный
Другой причины я не вижу, — говорит он.
При этом он считает, что объем плохих кредитов в банках вряд ли начнет увеличиваться.
— У банков уже накопилось достаточно опыта. Есть система контроля и управления рисками. Поэтому не думаю, что они будут наращивать плохие кредиты. В основном
сейчас списывается то, что было роздано в период роста и подъема экономики Казахстана,
— замечает эксперт.
По словам экономиста Асета Наурызбаева, помимо списания «плохих» займов на качество ссудного портфеля повлияло закрытие некоторых банков.
— Думаю,
если Нацбанк прекратит спасать умирающие банки, вне зависимости от их размеров и близости в властям, все нормализуется
и банки станут раздавать деньги аккуратно. Если же продолжится история, когда
банки творят, что хотят, а налогоплательщики потом это все возмещают,
тогда и плохие займы будут нарастать.
Хотя эти деньги могли бы быть направлены на
Любое государство имеет массу задач, на которые требуются деньги.
Вместо этого наше государство тратит деньги на неудачливых банкиров. Сегодня слухи о том, что снова потребуется оздоровление банковской системы, связаны с тем, что некоторые известные банки испытывают сложности, ожидая помощи извне. И сейчас идет активное обсуждение — спасать или нет. Моя позиция — не спасать!
Это как минимум нечестно по отношению к хорошим банкам, которые работали в конкурентной среде,
применяя консервативную кредитную политику. Получается, что у нас не поощряется быть аккуратным хорошим банкиром, который не идет на риски. Оказывается, Нацбанк одобряет рискованную стратегию.
И эта проблема должна подниматься, потому что
народ не обязан платить за ошибки, на которых учатся банкиры,
— считает он.
Между тем экономист Рахим Ошакбаев выражает недоверие цифрам, говорящим об улучшении кредитного портфеля. Да и у самого Нацбанка, по его словам, доверия к этим данным нет.
— Три года оздоровления, расходование свыше 3 трлн тенге не в полной мере оздоровили банковскую систему. На рынке циркулирует информация, что
минимум 3-4 банка сейчас находятся в группе риска
И я думаю, что их будут снова спасать. И делать это будут с помощью завуалированных инструментов эмиссии, с использованием средств ЕНПФ.
Пару недель назад Нацбанк выпустил пресс-релиз, в котором указал, что размещает 200 млрд тенге под 12% годовых в облигации банков. То есть банки забирают деньги ЕНПФ по ставке выше, чем рыночная. Скорее всего, это говорит о том, что у них не хватает ликвидности.
Или вот другая
новость, которая прошла незамеченной: Фонд проблемных кредитов купил обязательства Банка Астаны перед Астана LRT, это около 300 млн долларов
Откуда деньги у Фонда проблемных кредитов? Это государственные деньги — из Нацбанка или из бюджета? И ими сейчас латают банковские дыры.
По моим ощущениям, на оздоровление банков потребуется еще не меньше триллиона. Вообще, спасать провалившиеся банки можно вечно. Потому что
у нас блокируются рыночные механизмы — нет наказаний
А вообще, все проблемы от отсутствия качественного надзора. Регулятор не дает пользователям достоверной информации о финансовом состоянии банков. В итоге многие клиенты думают, что у выбранного ими банка все хорошо, потом он вдруг неожиданно объявляет дефолт, а люди не могут получить свои деньги с карточки.
У Нацбанка есть возможность давить на банки, чтобы они показывали реальную ситуацию. Почему он это не делает? Скорее это вопрос риторический, — заключает экономист.