Риски если и есть, то незначительные. А выгод несоизмеримо больше.
Единое визовое пространство на всей территории Центральной Азии — это не миф, а реальность, считают эксперты. Идея создания такового с Узбекистаном уже есть. Со временем вполне могут присоединиться и другие страны.
О такой возможности высказывался в частности узбекский эксперт Равшан Назаров, о чем говорится в первой части. Напомним,
создание единого визового пространства планируется обсудить на следующем заседании Совета по туризму стран СНГ
Оно пройдет в Самарканде в 2019 году.
— Присоединение к «Центральноазиатскому Шенгену» Таджикистана и Кыргызстана не составляет особых сложностей.
Роль Казахстана в центральноазиатской интеграции
Тем более, что у всех четырех государств уже есть опыт длительного сотрудничества в рамках таких структур, как СНГ, ШОС, ЦАЭС, ЕврАзЭС, — считает Равшан Назаров.
Ранее в министерстве культуры и спорта рассказывали, что идет
работа над неким аналогом Шенгенской визы под названием «Шелковый путь»
В идеале турист с такой визой сможет свободно ездить по всем республикам Центральной Азии. Но для начала договариваются Казахстан с Узбекистаном.
Политолог Санат Кушкумбаев не видит в этой идее ничего фантастического. Мало того,
сама идея общей визы родилась не на пустом месте, а как итог «потепления» в регионе
Хотя и раньше отношения государств нельзя было назвать особо напряженными, но все-таки противоречия и спорные вопросы имелись. Сейчас их все постепенно и окончательно закрывают.
— Региональный климат последние два года улучшается, в целом стали еще более благоприятными и политическая атмосфера, и экономические связи. Открываются границы, отдельные страны вводят друг с другом безвизовые режимы, — перечислил Кушкумбаев благоприятные факторы.
Какой будет Центральная Азия через 30 лет — прогноз
Начать действительно можно с туристических виз, поскольку в каждой стране региона есть на что посмотреть. И если какой-нибудь немец, приехав полюбоваться на Туркестан, легко заодно сможет заглянуть и в Самарканд с Бухарой без дополнительных бумажных проволочек, это только увеличит туристические потоки, утверждает Кушкумбаев. А значит, и финансовые поступления в государственную казну. Нужны просто продуманные подход и стратегия.
А со временем то же самое можно проделать и с бизнес-визами.
— В этом случае
усилятся позиции каждого государства в глобальном рейтинге
Тут вырастет и репутация региона, и даже безопасность. А инвестору гораздо интереснее иметь дело с рынками не в 5, а 50 млн человек. В Центральной Азии сейчас проживают около 70 млн, — отметил Кушкумбаев.
Наиболее осторожные могут опасаться новых рисков в сфере безопасности, например. Какой-нибудь условный «террорист-пропагандист» по единой визе якобы сможет беспрепятственно проехать по всему региону.
ИГИЛ возрождается и может грозить Центральной Азии — эксперт
Кушкумбаев не исключает, что какие-то сложности могут возникнуть, и не только в этой сфере. Но опыт Шенгена показывает, что все проблемы при желании преодолеваются легко.
— Речь ведь не идет об ослаблении пограничного контроля в целом. Он все равно будет сохраняться, в наш цифровой век это сделать не сложно. Главное, чтобы было принято политическое решение, чтобы обсудили все вопросы, а договоренности устраивали бы все стороны. А детали специалисты проработают очень быстро — по примеру того же Шенгена, — резюмировал Кушкумбаев.