Экономист считает, что к декабрю курс доллара вернется к 325-335. Правда, если будут соблюдены некоторые условия.
Все ценные бумаги Казахстана стали международным товаром. Экономист Алмас Чукин считает, что теперь в страну дополнительно войдут большие инвестиции. А это благотворно скажется на всей экономике. Об этом он написал в своем аккаунте в Facebook. Сподвигло его на пост сообщение Национального банка «о начале работы ClearStream с ценными бумагами Казахстана».
(ClearStream — международная расчетно-клиринговая организация. Хранит ценные бумаги, осуществляет расчеты по сделкам с ценными бумагами — прим.)
Эксперт решил максимально просто объяснить, что это такое и как повлияет на нашу жизнь.
В качестве простого примера эксперт взял торговлю золотом на мировом рынке.
— Никто со слитками золота по миру не носится, и вообще,
физически золота доставляется от продавца к покупателю мизерно малое количество
по сравнению с «воздушными сделками», — объясняет он.
Физическое золото в слитках хранится у кастодианов (банк либо другое финансовое подразделение, специализирующееся на хранении любых видов активов — прим.). Владельцам золота выдаются некие электронные сертификаты того, что где-то лежит — к примеру, тонна золота. На бирже он может продать любую его часть.
— Покупатель, по сути, может пойти, истребовать это золото и забрать. Но
чаще всего эта бумага будет еще тысячу раз обменена на бирже,
— отметил Чукин.
Насколько стабильна казахстанская экономика?
На рынке постоянно появляются новые формы бумаг. Будущее золото, которого еще не добыли, называется фьючерс, его можно продать. Можно купить бумагу на то, будет завтра золото дороже или дешевле.
— Так вот,
теперь все ценные бумаги Казахстана стали международным товаром
Любой брокер в мире любому клиенту может мгновенно купить или продать облигации любого Снабсбыттреста, листингованного на KASE. И это здорово, это открывает колоссальный путь для привлечения международного капитала, — считает экономист.
При этом без капитала нет инвестиций. По словам эксперта, население накоплений особо не имеет, да и те, что есть, принадлежат малому числу людей.
— У нас примерно 5% депозиторов владеют 90% депозитных денег
У компаний по большей части долги, а не накопления. Банки, сами знаете в каком положении. Поэтому только одна надежда на Нацфонд и международный капитал. Иначе нет будущего. И у нас, хвала судьбе, нет санкций и рынок капитала для нас не закрыт, — пишет экономист.
Кредитный рынок РК в упадке — причины в экономической модели — Своик
Эксперт уточнил, что «есть и колоссальные риски».
Проблема всех развивающихся экономик — в цикличности развития
— В хорошие периоды деньги легко вливаются в страну, но в трудные годы иностранные инвесторы могут резко начать выводить капиталы из бумаг страны, и это приводит к неприятностям. Падает курс валюты, компании страдают от недостатка денег. Что делать? Бояться и закрыться? Это глупо. Ввести ограничение на вывоз капитала? Глупо. Тогда никто не будет вводить деньги в эту страну, и ситуация станет еще хуже, — подчеркнул он.
«Самый лучший стопор» против вышеупомянутых рисков, по мнению экономиста, это плавающий курс тенге.
— Когда все выводят деньги, курс валюты растет и выводить становится невыгодно. Появляется причина подождать/переждать, — полагает Чукин.
Нацбанк на распутье: инфляция и девальвация?
Кстати, экономист считает, что нынешний рост доллара вполне закономерен, и называет его «фактором августа». В этом месяце «тенге всегда нехорошо».
Зато экономика страны «задышала», а это всегда приводит к хорошему росту импорта, компании закупают оборудование, сырье и материалы. Иностранцы начинают вывозить прибыль 2017 года после уплаты налогов в марте-апреле. Наконец, люди едут в отпуска, затевают ремонты и прочее.
Что касается новости о ClearStream, тут Чукин выделяет главное.
— Международных инвесторов — ни по объему, ни по качеству — не интересуют наши корпоративные бумаги из разряда equity (или по простонародному, акции или документы на долю участия). Всех интересуют наши долги. Долги у нас большие – десятки миллиардов долларов.
Проценты по ним платятся неплохие и репутация у страны хорошая, рейтинги ВВВ,
за ними уже «А» вполне приличных заемщиков, — отметил он.
Почему Нацбанк не показывает нефтяные доходы?
Чукин считает, что теперь «в страну зайдет довольно большой объем валюты в виде инвестиций в наши долговые ценные бумаги».
— Но с этим надо и умно работать. Чтобы заходило больше, чем выходило, и главное в управляемом режиме.
«Густо–пусто» мы уже проходили в виде евробондов в 2002-2008,
— предупредил эксперт.
Особо Чукин отметил, что «за тенге не переживает», потому что мировая экономика быстро растет. Наш торговый баланс тоже: за первый квартал – плюс 6,5 млрд долларов. Для сравнения: за весь 2017 год – 17 млрд.
— Только бы рубль не подвел, это наша уязвимость.
Если не подведет, вернемся к декабрю к 325-335,
— резюмировал он.