Казахи славятся своим гостеприимством. Это одна из древнейших и устоявшихся народных традиций.
Известный собиратель казахских духовных ценностей Жардем Кейкин писал, что казахи выделяли несколько видов гостей:
Молодоженам на тое часто желают «Қонақ түсер үй болыңдар» (Будьте семьей, куда было бы приятно ходить в гости), «Үйлеріңнен қонақ үзілмесін» (Пусть ваш дом всегда будет полон гостей), «Дастархандарың жиылмасын» (Пусть всегда ваш дастархан будет раскрытым).
Не принято было спрашивать гостя, кто он и почему пришел в этот дом, пока он сам не скажет. Перед тем как гость собирался уходить, хозяева должны были спросить: «Бұйымтайыңыз бар ма еді?» (Есть ли у вас к нам просьба?).
Даже маленькому мальчику, когда он приходил в дом, говорили: «Төрге шық, сен қонақсың» (Садись на почетное место, ты гость)
Знаменитый художник-аквалерист Уке Ажиев рассказывал мне, как он впервые пришел домой к художнику Абилхану Кастееву. В доме Кастеевых незнакомого подростка приняли как почетного гостя. Супруга художника Сакыш сразу накрыла дастархан и принялась готовить для него блюдо. Только потом он сказал, кто он и по какой причине посетил этот дом. Так Ажиев стал учеником великого художника.
Какой айып (штраф) платили казахи в старину и за что?
Самый знаменитый художник Казахстана Абильхан Кастеев, чьи картины стали символом нашей страны, был очень гостеприимным человеком. К нему постоянно приходили художники, знаменитые люди искусства, все, кто интересовался его творчеством, и просто те, кто хотел увидеть великого живописца. Приезжали и земляки из Жаркента. В доме художника всегда были рады всем.
Впоследствии во дворе его дома был установлена большая продолговатая палатка, внутри которой в несколько рядов стояли металлические кровати. В доме великого художника были рады всем, даже незнакомым.
Однажды, как рассказывала мне старшая дочь художника Гульдария Абильханкызы, к ним домой пришел аксакал. Его посадили на почетное место, угостили казахским традиционным блюдом бешбармаком. Аскакал заночевал в доме художника, а на завтра попрощался и ушел.
Гульдария Абилханкызы спросила отца: «А кто это был, наш родственник из Жаркента?». На что Абильхан Кастеев ответил со спокойным видом: «Не знаю». И продолжил писать картину
Каждый казах должен был не только хорошо угостить гостя, но и создать условия для отдыха после утомительной дороги. Поэтому приглашались соседи, желательно местные акыны и певцы. Такне только общались, но и поднимали настроение гостя.
Уважение старших: Үлкендi сыйлау — самая важная традиция казахов
В составе казахской традиции «Қонақ күту» (гостеприимство), есть несколько других, составляющих. Например, хозяева могли обратиться к гостю с просьбой о «Қонақ кәде» (спеть песню или сыграть на домбре кюй), на что гость вежливо отвечал, что ему хотелось бы сперва услышать «Ауылдың алты ауызы» — пение хозяев. Просьба гостя выполнялась беспрекословно. И только после этого гость выполнял пожелание хозяев.
Эту прекрасную казахскую традицию «Ауылдың алты ауызын айту» описал писатель Кабдеш Жумадилов в своем романе «Соңғы көш» (Последнее кочевье):
«Естай передал домбру Дурие.
— Хотелось бы послушать «ауылдың алты ауызы».
Дурия, будто только заметив, что джигиты обратились к ней с просьбой, слегка приготовившись, как лебедь к полету, запела песню «Угай-ай». Красивый, как тонкое деревце, голос хоть и не поднялся ввысь, все же был приятен как сокровенное чувство, вышедшее из глубины девичьего сердца. В начале песни она спела народные слова и завершила ее строками, которые до сих пор никто не слышал:
Қызыл түлкі дейді ғой қыз баланы,
Алған да, алмаған да қызғанады…
Қара қарға қарқылдап мазаңды алар,
Түспеген соң Алтайдың мұзбалағы,
Угай-ай, әй, угай-ай,
Өтті-ау дүние дариға-ай!
…
Красна лиса, о девице говорят,
Ею грезят все, кто сможет догнать ее и не догнать…
Только ворон черный мешает ей,
Пока сокол Алтая с гор не спустится к ней,
Угай-ай, ай, угай-ай,
Проходит жизнь моя стороной!
Джигиты радостно захлопали в ладоши.
– Здорово, Дүрия!
– Да ты, оказывается, акын…
– Последний куплет сочинила сама…
– Теперь черед за Естаем…
По окончании песни Дурия, слегка покраснев и будучи еще в чувствах, нахлынувших от песни, отдала домбру Естаю». (Перевод с казахского автора статьи – прим. ред.).
Казахи не так часто как прежде, но и сейчас придерживаются традиции «Ауылдың алты ауызын айту».