Нур-Султан
Сейчас
25
Завтра
26
USD
413
0.00
EUR
466
0.00
RUB
5.79
0.00

Выполнение воли гостя — традиция «Ауылдын алты ауызын айту»

354

https://365info.kz/2018/08/kakoj-ajyp-shtraf-platili-kazahi-v-starinu-i-za-chto/

Самый знаменитый художник Казахстана Абильхан Кастеев, чьи картины стали символом нашей страны, был очень гостеприимным человеком. К нему постоянно приходили художники, знаменитые люди искусства, все, кто интересовался его творчеством, и просто те, кто хотел увидеть великого живописца. Приезжали и земляки из Жаркента. В доме художника всегда были рады всем.

Впоследствии во дворе его дома был установлена большая продолговатая палатка, внутри которой в несколько рядов стояли металлические кровати. В доме великого художника были рады всем, даже незнакомым.

Однажды, как рассказывала мне старшая дочь художника Гульдария Абильханкызы, к ним домой пришел аксакал. Его посадили на почетное место, угостили казахским традиционным блюдом бешбармаком. Аскакал заночевал в доме художника, а на завтра попрощался и ушел.

Гульдария Абилханкызы спросила отца: «А кто это был, наш родственник из Жаркента?». На что Абильхан Кастеев ответил со спокойным видом: «Не знаю». И продолжил писать картину

Забота о госте

Каждый казах должен был не только хорошо угостить гостя, но и создать условия для отдыха после утомительной дороги. Поэтому приглашались соседи, желательно местные акыны и певцы. Такне только общались, но и поднимали настроение гостя.

Уважение старших: Үлкендi сыйлау — самая важная традиция казахов

В составе казахской традиции «Қонақ күту»  (гостеприимство), есть несколько других, составляющих. Например, хозяева могли обратиться к гостю с просьбой о «Қонақ кәде» (спеть песню или сыграть на домбре кюй), на что гость вежливо отвечал, что ему хотелось бы сперва услышать «Ауылдың алты ауызы» — пение хозяев. Просьба гостя выполнялась беспрекословно. И только после этого гость выполнял пожелание хозяев.

Эту прекрасную казахскую традицию «Ауылдың алты ауызын айту» описал писатель Кабдеш Жумадилов в своем романе «Соңғы көш» (Последнее кочевье):

«Естай передал домбру Дурие.

— Хотелось бы послушать «ауылдың алты ауызы».

Дурия, будто только заметив, что джигиты обратились к ней с просьбой, слегка приготовившись, как лебедь к полету, запела песню «Угай-ай». Красивый, как тонкое деревце, голос хоть и не поднялся ввысь, все же был приятен как сокровенное чувство, вышедшее из глубины девичьего сердца. В начале песни она спела народные слова и завершила ее строками, которые до сих пор никто не слышал:

Қызыл түлкі дейді ғой қыз баланы,

Алған да, алмаған да қызғанады…

Қара қарға қарқылдап мазаңды алар,

Түспеген соң Алтайдың мұзбалағы,

Угай-ай, әй, угай-ай,

Өтті-ау дүние дариға-ай!

Красна лиса, о девице говорят,

Ею грезят все, кто сможет догнать ее и не догнать…

Только ворон черный мешает ей,

Пока сокол Алтая с гор не спустится к ней,

Угай-ай, ай, угай-ай,

Проходит жизнь моя стороной!

Джигиты радостно захлопали в ладоши.

–   Здорово, Дүрия!

–   Да ты, оказывается, акын…

–   Последний куплет сочинила сама…

–   Теперь черед за Естаем…

По окончании песни Дурия, слегка покраснев и будучи еще в чувствах, нахлынувших от песни, отдала домбру Естаю». (Перевод с казахского автора статьи – прим. ред.).

Казахи не так часто как прежде, но и сейчас придерживаются традиции «Ауылдың алты ауызын айту».

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter