Обострение американо-турецких отношений уже повлияло на мировую финансовую систему. «Уплывшая» лира затянула с собой валюты едва ли не всех развивающихся стран мира. Но это может быть только началом…
Развитие ситуации может привести не только к глобальным экономическим (отказ от доллара в расчетах между странами), но и политическим (союз Турции и России) потрясениям.
Турция отказывается от доллара
В воскресенье, 12 августа, президент Турции Реджеп Эрдоган во время выступления в Трабзоне сделал по-своему эпохальное заявление: «Мы распрощаемся с теми, кто жертвует своим стратегическим партнерством и союзничеством со страной с населением 81 млн человек, предпочитая иметь дело с террористическими организациями». Двух мнений о том, кого имел в виду глава страны, быть не может – речь идет о США.
Эрдоган заявил, что Турция найдет новые рынки, новых торговых партнеров и даже новые способы вести сделки. При необходимости страна откажется от доллара, предпочтя ему альтернативные валюты. «Если вы будете давить на нас посредством доллара, мы будем искать другие способы выполнения наших задач», — цитирует РБК.
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что США и Турция союзники. По крайней мере, по блоку НАТО. Турция на протяжении долгого времени является (или уже являлась) одним из ключевых партнеров Америки в регионе.
Однако и отношения начали портиться не сегодня. Два своенравных лидера – Реджеп Эрдоган и Дональд Трамп – периодически позволяли себе нелестные высказывания в адрес друг друга.
Кроме того, Турция недовольна действиями Евросоюза. Многолетние бесплодные переговоры о вступлении в ЕС, миграционная политика, поддержка «не тех» сторон как в самой Турции, так и на ближневосточном театре военных действий – все это неоднократно становилось предметом критики.
Но действительно на новый уровень конфликт вышел в последние недели. Турция отказалась освобождать из-под стражи американского пастора Эндрю Брансона. Его подозревают в шпионаже и связях с Фетхуллахом Гюленом, который, как считается, стоял за попыткой госпереворота в 2016 году. Это стало поводом для обширной риторики на тему несоблюдения прав человека. 1 августа Вашингтон ввел санкции против главы МВД и министра юстиции Турции, на что Анкара ответила симметричным решением.
10 августа США сделали следующий шаг: Дональд Трамп также распорядился вдвое повысить пошлины на алюминий и сталь из Турции.
«В отношении Турции я только что санкционировал повышение в два раза пошлин на сталь и алюминий, в то время как их валюта, турецкая лира, стремительно падает по отношению к нашему очень крепкому доллару! Пошлины на алюминий составят 20%, на сталь — 50%. Наши отношения с Турцией сейчас нехорошие», — написал Трамп в Twitter.
В свою очередь
Эрдоган посчитал это началом экономической войны, заявив, что Турция не собирается отступать
Страна готовится перейти на расчеты в национальной валюте в торговле с Россией, Китаем, Ираном и Украиной — страны с самым большим товарооборотом.
«Это враждебное отношение к расположенным на евразийском пространстве Ирану, России, а теперь и к Турции, которая развивается с каждым днем, не оправдает себя в свете тесного сотрудничества и солидарности наших стран.
Довожу это до сведения США, единственным союзником которых является доллар,
— добавил к этому спикер парламента Турции Бинали Йылдырым.
Не исключено, что дело пойдет дальше угроз. Независимо от Эрдогана, о возможном отказе в расчете в долларах заговорили и в России. Министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов сообщил, что это реакция на американские санкции.
По словам Силуанова, Россия стремится наладить расчеты в национальной валюте, а также в евро и юанях, чтобы снизить зависимость от американского доллара. В случае необходимости Москва даже может уйти от расчетов в долларах за поставки нефти и использовать другие валюты, в том числе национальную.
«Мы можем фиксировать долларовый эквивалент, но получать за поставки нефти евро и другие свободно конвертируемые валюты, да и в конце концов, национальную валюту. Не исключено, что до этого может дойти», — уточнил Силуанов.
Так что
вполне вероятно, на этом фоне Россия и Турция смогут договориться об отказе от американской валюты во взаимных расчетах,
что станет еще одним шагом для стран навстречу друг другу.
Но российско-турецкий альянс хоть и перспективный, но все-таки пока лишь теоретически возможный итог обострения отношений Турции с Западом. Гораздо более реальные последствия – это крах турецкой лиры, который никак не может прекратиться. С начала года курс доллара вырос с 3,8 до 6,8 лиры, причем только за последнюю неделю прибавив 1,6 пункта.
Эрдоган считает ситуацию с обвалом нелогичной, называя это заговором против Турции. Он призвал граждан избавляться от иностранной валюты, чтобы поддержать курс лиры.
13 августа наконец отреагировал и Нацбанк, но вместо ожидаемого резкого роста базовой ставки были приняты более локальные меры:
Не помогло. Лира продолжила дешеветь и после этого.
«Какие нужны еще доказательства потери Центробанком своей независимости? Его руководители действительно боятся повышать ставки из-за позиции Эрдогана.
Это абсолютно разрушительная ситуация для финансовой системы страны. Масштаб грядущего коллапса сложно представить
Но очевидно, что ничего подобного в крупных развивающихся экономиках мы еще не наблюдали. Проблемы были очень у многих, но все их решали рыночными методами, и если нужно, обращались за помощью к МВФ, пытаясь вернуть доверие инвесторов. Здесь все делается с точностью до наоборот», — прокомментировал ситуацию директор аналитического департамента Локо-Инвест Кирилл Тремасов.
Проблемы Турции сказываются на всем финансовом мире: инвесторы уводят деньги с развивающихся рынков, предпочитая вкладывать их в менее рисковые активы. Это отразилось на валютах многих стран, в том числе и Казахстана —
курс доллара поднялся до 2,5-летнего максимума и пока его рост не останавливается
При подготовке текста использовались материалы РБК, The Bell, «Коммерсантъ» и telegram-канала MMI.