Член комитета по финансам и бюджету мажилиса Аманжан Жамалов высказался об ослаблении тенге.
По словам мажилисмена, менее чем за полгода курс ослаб на 14%, передает tengrinews.kz. Для сравнения депутат привел девальвацию в феврале 2009 года, когда тенге подешевел сразу на 18%, и в феврале 2014 года (на 19%).
«Сейчас Национальный банк называет это «колебаниями» курса. На деле же такие колебания — это та же самая девальвация, только не одномоментная, а «ползучая». И непонятно, что из этого хуже, —
сказал парламентарий. —
Совсем недавно в своем отчете Нацбанк рапортовал о снижении общего уровня долларизации депозитов с 70% в январе 2016 года до 45% в июне 2018 года. На сегодня те, кто поверил Нацбанку и тенге, оказались обманутыми, поскольку сейчас их вклады обесцениваются.
Считалось, что основным фактором курса тенге является цена на нефть. В марте, когда баррель нефти стоил 65-70 долларов, курс доллара был на уровне 320 тенге. Сейчас при цене 72 доллара — 360 тенге. То есть курс полностью «отвязался» от цен на нефть.
Нам говорят про политику ФРС и антироссийские санкции.
Скоро девальвация будет списываться на каждый внешний «чих»
Жамалов уверен, что Нацбанк пытался сдержать ослабление тенге, выбрасывая на биржу доллары, но ошибся со временем и объемом интервенций. При этом, по мнению депутата, слабый тенге выгоден лишь основным экспортерам сырья и губителен для МСБ. Кроме того, удешевление нацвалюты несет риски для госпрограмм.
«Бюджет сверстан по курсу 340 тенге за доллар, и запаса прочности, о котором говорили некоторые члены правительства, я думаю, уже нет, —
подчеркнул мажилисмен. —
Доллар подешевеет к концу августа — финансисты
На недавней встрече с председателем Нацбанка глава государства подчеркнул, что колебания курса должны быть в определенных пределах и не сказываться на благосостоянии граждан. С такой задачей Нацбанк явно не справляется.
Объективные причины для определенного роста курса на сегодня уже перешли в стадию спекулятивной «вакханалии», основанной на дальнейших девальвационных ожиданиях населения и бизнеса. В текущей ситуации нужны срочные и решительные меры».