Согласно Национальной программе развития мясного животноводства на 2018-2027 годы, численность крупного рогатого скота (КРС) будет увеличена с 7 до 15 млн голов. Аграрии в своих силах уверены. Разберемся, могут ли поставленные перед ними цели быть достигнуты.
Заверения, что казахстанское сельское хозяйство в своем развитии шагнуло далеко вперед от советского прошлого, звучали с высоких трибун неоднократно.
Но мало кто помнит, что в республике во время распада СССР поголовье КРС насчитывало 9,76 млн голов, по состоянию на 2018 этот показатель достигает лишь 6,8 млн.
Для того чтобы приступить к реализации новой программы, необходимо либо завершить предыдущую, либо отменить ее.
Оказывается, минсельхоз решил пойти по второму пути. Он свернул предыдущий амбициозный план – принятую в начале 2017 года госпрограмму развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы.
Напомним, в рамках этого документа производство говядины за 5 лет должно увеличиться с 417 до 537 тыс. тонн в год, доля племенного КРС – с 10% до 21%.
Что же касается экспорта, он должен фактически с нуля достигнуть значительной цифры — 40 тыс. тонн в год
Основой для столь прорывной программы должно было стать объединение в течение пяти лет 670 тыс. мелких сельхозтоваропроизводителей в кооперативы численностью 1,6 тыс.
Почему же перспективная программа, утвержденная во всех инстанциях, теперь оказалась на «обочине жизни»?
Оперативность в пересмотре разработанных и принятых в рамках всей страны программ вызывает ряд вопросов:
Не случится ли так, что в 2019 году, свернув принятую ранее программу, минсельхоз выступит с очередным прорывным проектом?
Согласно очередной инициативе сельхозведомства, производство говядины и баранины будет увеличено с 600 тыс. до 1,6 млн тонн,
экспортная выручка увеличится до 2,4 млрд долларов, а отрасль войдет в пятерку мировых экспортеров говядины
По заверениям нового главы минсельхоза Умирзака Шукеева, в 2018 году экспорт мяса будет доведен до 15 тыс. тонн. В этом случае стоит напомнить о другой инициативе казахстанского ведомства, проекте «Развитие экспортного потенциала мяса КРС», принятом в 2011 году.
В соответствии со стратегически важным документом,
в период с 2011 по 2015 годы Казахстан должен был совершить рывок по экспорту мяса
Комплекс предусмотренных в рамках программы мер должен был помочь республике нарастить экспорт мяса к 2016 году до 60 тыс. тонн, а в последующие 5 лет – до 180 тыс. тонн в год.
Первый звоночек прозвучал в 2014, когда
неумолимая статистика показала, что производство мяса в убойной массе за тот год не только не выросло, но и уменьшилось
по сравнению с 2010 на 3,9%, составив всего 900,2 тыс. тонн. При этом численность крупного рогатого скота в республике снизилась на 2,3% (на 142,6 тыс. голов). А в 2016 году Казахстан смог отправить на экспорт в общей сложности менее 12 тыс. тонн мяса. Другими словами,
минсельхоз не справился с поставленной задачей, поставив на экспорт в пять раз меньше заявленных тысяч тонн
Более того, стали расти цены на мясо и на внутреннем рынке республики.
Несмотря на солидные потоки финансов, регулярно выделяемых из бюджета, результаты советского периода остаются недосягаемыми. Напомним, что если производство мяса (в убойном весе) в 1990 г. достигало 1560 тыс. тонн, в 2018 г. оно сократилось более чем в 1,5 раза.
Если провести сравнение 2018 с 1990, ситуация выглядит не особо оптимистично.
До 1991 года в Казахстане насчитывалось:
В 2018 году:
Таким образом, по сравнению с 1990 в 2018 году
Улучшились показатели только по лошадям (рост почти в 2 раза) и верблюдам (увеличение на 50 тыс. голов)
Несмотря ни на что, минсельхоз планирует к 2020 году достичь новых высот. Так, ожидается рост маточного поголовья племенного КРС до 300 тыс. голов (20% от общего числа) и маточного поголовья товарного стада КРС — до 1,5 млн голов.
Вместе с тем, предпринимаемые в последние годы программы от минсельхоза практически всегда заканчиваются неудачей.
Возможно, проблема в реализации поставленных задач заключается не только в исполнителях и разработчиках. Несмотря на оптимистичные планы,
республика постоянно испытывает дефицит мяса, который покрывается не внутренними резервами, а импортом
из Аргентины, Исландии, Уругвая, Мексики, Венгрии. Может быть прежде чем выходить на мировую арену, стоит задуматься о наполнении своего внутреннего рынка?