Америка делает ставки на Россию, дабы обратить ее против Китая, представляющего все большую угрозу для США. Это неплохая идея, но она пока не сработает. Bloomberg объясняет, почему.
В 1971 году Генри Киссинджер, в то время советник по нацбезопасности США, посетил Китай и положил конец отчужденности между Пекином и Вашингтоном (длившейся почти 25 лет), совершив при этом дипломатический переворот.
Этот переворот заключался в стравливании двух заклятых врагов США–Китая и Советского Союза
Тем самым дипломат отвел Америку от политического напряжения и предоставил ей стратегические преимущества.
Сейчас, когда США сталкиваются с возобновленной враждебностью со стороны Китая и Москвы, администрация Дональда Трампа вновь вынуждена повторить прием Киссинджера. Удастся ли ей внедрить «треугольную дипломатию»?
На этот раз Америка избрала Россию в надежде обратить ее против Китая, представляющего все большую угрозу. Это неплохая идея, но вряд ли она осуществима в настоящее время.
На первый взгляд, геополитическая логика, которая заключается в том, чтобы подтолкнуть Россию и Китай сыграть друг друга, кажется безупречной. Два сильнейших государства представляют мощнейшую угрозу влиянию Америки и всей возглавляемой ей международной системе.
Страны проводят параллельные кампании по разделению сфер влияния, ослабляя союзников США и проецируя свою мощь на весь мир. Несмотря на то что ранее эти две державы чаще соперничали, нежели дружили.
Сегодня они также остаются конкурентами в борьбе за влияние на Центральную Азию и другие регионы
Как показывает история, две страны континентальных размеров с чрезвычайными амбициями и общей границей длиной в тысячу миль в конечном итоге будут врагами. И они это прекрасно понимают.
Тем временем США пошло бы на пользу уменьшение числа конкурентов.
Америка стремительно приближается к некредитоспособности – точке, когда ее глобальные усилия превысят ее возможности
их отстаивать.
Если США удастся добиться новой разрядки в отношениях с Россией, это снизит их оборонные расходы в Восточной Европе. Конечно,
разумная администрация предпочла бы избежать одновременной конфронтации с Россией и Китаем,
и возможно, даже сформировала бы стратегическое партнерство с Москвой, чтобы противостоять долгосрочной угрозе со стороны Пекина.
По существу, продуманный ход Киссинджера и Никсона — поддержка Китая против России и наоборот — весьма эффективен. Наблюдая за враждебностью и растущей агрессией в китайско-советских отношениях,
администрация Никсона начала диалог со слабой стороной, чтобы сохранить баланс против сильной – СССР
В период с 1970 по 1980 годы дипломаты США постепенно выстраивали неформальный союз, направленный на консервацию и ослабление советского влияния.
«Мы можем работать сообща, чтобы вместе расправиться с ублюдком», — сказал Мао Киссинджеру в 1973 году
И они это сделали благодаря прогрессивному сотрудничеству в дипломатической, экономической, разведывательной и даже военной сферах.
Стратегические дивиденды, полученные благодаря дипломатии, были огромны. Это серьезно обеспокоило Советский Союз. Как написал один из кремлевских боссов, США создали «новый стратегический альянс сил в международной политике всего мира».
Без сомнения, именно рецепты Киссинджера держат в голове советники внутри и вне администрации Трампа, настаивая на пересмотре отношений с Россией в качестве способа усиления давления на Китай.
Основная причина заключается в том, что
факторы, объединяющие Россию и Китай, гораздо значительнее факторов, их разделяющих
В 60-е годы прошлого века Советский Союз и Китай из-за взрывоопасного соперничества за лидерство в коммунистическом мире были готовы развязать меж собой войну, возможно, и ядерную.
Сегодня Москва и Пекин хорошо ладят друг с другом. Они активно сотрудничают в области развития военных технологий, проводят совместные учения в горячих точках от Южно-Китайского моря до Балтики, продвигают проавторитарные нормы мирового порядка (к примеру, таких, как концепт «Суверенитет интернета») и усиливают автократию на территориях от Казахстана до Венесуэлы.
Оба государства хотят подорвать международный порядок, возглавляемый США,
который, по их мнению, мешает их влиянию и престижу. Именно поэтому обе страны управляются при помощи автократичных режимов, понимая, что со стороны демократической сверхдержавы исходят идеологические угрозы.
Лидеры России и Китая уже формально обсуждали стратегическое партнерство в противовес США,
и похоже, что сегодня достигли своих целей.
Сможет ли Америка разрушить ось автократий, применяя не конфронтационную политику по отношению к Путину? Да. Но цена этого шага может быть астрономической.
В долгосрочной перспективе Китай представляет большую угрозу для интересов США по причине своего широкого экономического и военного потенциала.
А вот в краткосрочной перспективе Владимир Путин утвердил себя как самый опасный диктатор
За последнее десятилетие российский лидер провел три военных вмешательства – в Грузии, Украине и Сирии – и совершил дерзкие атаки на западные политические системы.
На фоне всего этого
потребуется вагон уступок со стороны США, чтобы вынудить Путина не напирать на ослабленный Запад,
и при этом развязать новый виток напряженности с китайским партнером.
Это не будет обмен наподобие «Украина на Сирию», которому отдают предпочтение некоторые чиновники в АП Трампа. Якобы пусть Вашингтон снимет наложенные на Москву санкции, связанные с Украиной, в обмен на помощь России в контртеррористических операциях в Сирии.
Стратегия потребует более широкого спектра мер, включая, но не ограничиваясь, расформированием баз, направленных на сдерживание агрессии России, которые НАТО начало строить в Восточной Европе и Прибалтике.
Уступки со стороны Америки будут и дальше компрометировать структуру альянса США, которая уже расшатана ударами Трампа на недавно прошедшей встрече G-7 в Канаде и саммите НАТО в Брюсселе.
Америке, весьма вероятно, придется уничтожить часть международной системы, чтобы спасти ее
Однако такие меры вовсе не означают, что России никогда не представится шанс войти в антикитайскую коалицию. Действуя согласно дипломатии Киссинджера, США могут сдвинуть это не только к худшему, но и к лучшему.
С одной стороны,
Россия должна осознать угрозы, которые исходят от Китая
Возможно, за счет того, что китайское влияние и напор усиливаются, в то время как долгосрочный геополитический потенциал России уменьшается. Или же по причине того, что китайский экспансионизм начинает фундаментально угрожать интересам безопасности Москвы в таких регионах, как Центральная Азия и даже Сибирь.
С другой стороны,
Путин и его преемники должны быть убеждены, что Россия нуждается в хороших отношениях с Западом,
что цена конфронтации с США и их европейскими союзниками будет непомерно высока, а также, что это гарантирует спокойные и даже лояльные отношения.
Для Москвы, чтобы присоединиться к Западу в сдерживании Китая, важно в первую очередь прийти к осознанию, что
сотрудничество с ним не принесет победы над Западом
А если когда-нибудь Москва это осознает, Америке вновь понадобится новый Киссинджер, владеющий искусством «треугольной дипломатии». Если же США попытаются противостоять Китаю, подкупая Россию, это будет большой ошибкой.
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info.