После многолетних споров все пять прикаспийских государств готовы договориться.
12 августа 2018 года в Актау пройдет пятый саммит Прикаспийских государств. Ожидается, что по его итогам Каспий получит особый правовой статус. И самое главное — наконец-то окончательно урегулируют все вопросы, споры по которым длятся не одно десятилетие.
Проблема правового статуса Каспия стала актуальной после распада СССР. Тогда на политической карте появились три новых прикаспийских государства: Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.
После этого главы прикаспийских государств встречались четыре раза:
Первый саммит 2002 года в Ашхабаде заложил основу проведения встреч на высшем уровне.
Каспий наконец поделят, ведь нефть в нем кончается — Шибутов
В Тегеране в 2007 году пять стран подписали совместную Декларацию. Она закрепила имеющиеся договоренности по основным вопросам. Среди них правовой статус Каспия, безопасность и стабильность на море, позиции по отдельным аспектам международных отношений.
В 2010 году в Баку подписаны Совместное заявление президентов и Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.
В заявлении лидеры «каспийской пятерки» отметили
необходимость завершения работы над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря
Соглашение заложило правовую основу
для совместной борьбы с противоправной деятельностью на Каспии
Конкретные механизмы будут закрепляться в соответствующих протоколах.
База НАТО у берегов Казахстана: информационная игра или будущая реальность?
В 2014 году в Астрахани было подписано совместное Заявление. Оно закрепило перечень принципов деятельности прибрежных государств на море.
Большинство из вопросов ранее дискутировались долгие годы
Кроме того, подписаны Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря, Соглашение о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море и Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии Каспийского моря.
По итогам саммита Каспий должен получить особый правовой статус
— Планируется подписание основного итогового документа — Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Проект был окончательно согласован в рамках совещания министров иностранных дел прикаспийских государств 4-5 декабря 2017 года в Москве, — сообщает министерство иностранных дел.
Новый статус позволит пяти прикаспийским странам урегулировать все спорные вопросы
9 августа заместитель главы МИД России Григорий Карасин раскрыл некоторые договоренности, отраженные в Конвенции. Об этом пишет портал Спутник-Казахстан.
Над конвенцией внешнеполитические ведомства пяти прикаспийских стран работали 20 лет. Одним из наиболее сложных вопросов было,
к какому виду водоема отнести Каспий – морю или озеру
В результате, по словам Карасина, стороны пришли к выводу, что Каспий — ни то, ни другое.
Цена ответа на вопрос «Каспий — море или озеро?» глазами США (часть 3)
— У Каспийского моря будет особый правовой статус. Это объясняется набором специфических географических, гидрологических и иных характеристик. Каспий представляет собой внутриконтинентальный водоем, который не имеет прямой связи с мировым океаном и поэтому не может рассматриваться в качестве моря, — цитирует портал слова замминистра.
Но в то же время размеры, состав воды и особенности дна Каспия не позволяют считать его озером.
— Поэтому к Каспийскому морю неприменимы положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
и документы в сфере трансграничных озер, — констатировал замглавы МИД России.
Размежевание дна Каспия — еще один спорный вопрос, над которым много лет работали дипломаты
Но прикаспийские государства нашли пути урегулирования этой проблемы, утверждает Карасин.
— То есть не в пятистороннем формате, а на двусторонней и трехсторонней основах. Те соглашения, которые ранее заключили между собой Россия, Казахстан и Азербайджан, а также Казахстан и Туркменистан, могут послужить примером и при делимитации в южной части моря, — отметил он.
При этом Конвенция четко фиксирует, что
целями разграничения дна Каспия может быть исключительно недропользование
Назарбаев и Путин подписали протокол по северному Каспию
— Прибрежные государства при завершении делимитации получают полную юрисдикцию над ресурсами своего участка дна. Но правовой статус покрывающих вод отличен, — подчеркнул Карасин.
Он также сообщил, что на саммите в Актау, помимо Конвенции, планируется подписать шесть новых межправительственных соглашений. Но раскрывать суть этих документов не стал.
В повестку дня, которую уже согласовали участники саммита, вошли три основных вопроса, пишет Спутник-Казахстан:
Кроме того, правительства прикаспийских государств подпишут три соглашения о сотрудничестве в области транспорта, торгово-экономического сотрудничества, в сфере избежания инцидентов на Каспии.
Питер Леонард, обозреватель портала Eurasianet, считает, что Конвенция по Каспию может стать
отправной точкой для начала строительства давно планировавшегося газопровода из Туркменистана в Азербайджан
и еще массы энергетических проектов, главным образом связывающих Центральную Азию с Западной Европой.
Если проект заработает, Туркменистан наконец получит прямой доступ к сети газопроводов в Европу (более известной как Южный газовый коридор).
— Транскаспийский газопровод (ТКГ) станет … показательным проектом в сфере доставки энергоносителей через Каспий, – ссылается Леонард на мнение Роберта Катлера, старшего научного сотрудника Института европейских, российских и евразийских исследований при Карлтонском университете.
Нерешенность вопроса о статусе Каспия серьезно мешала многим инициативам, включая ТКГ
— Конвенция «разрешит очень многие спорные, неясные вопросы в том, что такое Каспий, как каспийские государства будут в будущем подходить к освоению ресурсов, разделению водных пространств и так далее», – заявил в июне замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, выступая в Госдуме.
При этом Катлер утверждает, что
стоимость строительства ТКГ будет гораздо ниже тех сумм, которые иногда называются
— Газопровод обойдется максимум в $2 млрд, скорее ближе к $1,5 млрд. Это недорого, – сказал он. – Любые суммы выше этих основаны на устаревших данных, – сказал Катлер.
Кроме того, благодаря уже существующей инфраструктуре Туркменистан сможет экспортировать весьма значительные объемы. По его прогнозам — более 10 млрд кубометров в год.
Продолжение следует