Не надо пытаться идеализировать советское время, но надо отдать должное тому, что было. Хотя бы для того, чтобы наши дети и внуки не стали жертвами широко практикуемого экранного обмана, считает Сергей Масаулов, координатор экспертной платформы «Большая Евразия».
В Казахстане, как и в других постсоветских республиках, жива ностальгия по ушедшей стране, пишет ИАЦ МГУ. Это показывают социологические опросы и исследования. Но еще более рельефно подобные настроения присутствуют в различных слоях общества, в живом общении, в мимолетных реакциях на недостатки современного общества.
Причины на поверхности
Во-первых, исследования в Казахстане и других постсоветских странах показывают, что
в Казахской ССР денежные доходы большей части населения были выше, чем в современном Казахстане
(если сравнивать покупательную способность рубля и тенге). Понятно, эта разница нивелировалась тем, что тогда доходы не были подкреплены фактической возможностью приобрести те или иные товары. Однако неприятный вывод – уровень жизни граждан сейчас снизился.
Во-вторых, было иное качество жизни, то есть то ощущение радости праздников и личной перспективы, при возможности пожаловаться и найти управу на несправедливость, при отсутствии кричащей кичливости богатства немногих и так далее, что также создает контраст с современностью.
Тогда социальный минимум был обеспечен, что называется, для каждого среднестатистического гражданина;
сейчас – это борьба за минимум, конкуренция с детсадовского уровня и без гарантий
В-третьих, многие вспоминают качество еды, простой, но без «вредных добавок». А уровень образования, бесплатного, но по факту, более высокого, чем продукты «болонской выпечки».
В городах была масса кружков и секций для детей и юношества, которые были способны обеспечить занятия по интересам. Алма-Ата была центром науки, имела своеобразную и значимую философскую школу, развивалось искусство, в том числе высокое и профессиональное.
Конечно, весьма важно, что на курорт можно было попасть за символическую оплату. На нашей кафедре работал доцент, который один раз в три года получал профсоюзную путевку на курорт Трускавец, где проходил лечение для поддержания работы почек, и потом спокойно работал! К слову, в 90-е годы он уехал работать в Германию, проходил соответствующие процедуры и ушел из жизни во время проведения очередной из них.
Наконец, в те времена неплохо решался квартирный вопрос
Понятно, что жилплощадь была маленькая, люди не были полноценными хозяевами квартир и домов, но специалисты жилплощадью как правило обеспечивались.
Не надо пытаться идеализировать советское время, но надо отдавать должное тому, что было
Хотя бы для того, чтобы наши дети и внуки не стали жертвами широко практикуемого экранного обмана.
Однако есть и более глубинные пласты общественной жизни, где сохраняются корни «советского» образа жизни и строя мыслей. Прежде всего, они находятся в самой социальной структуре постсоветских обществ.
Когда политики, общественные деятели, политологи или ученые указывают на свою приверженность идее независимого Казахстана (Кыргызстана и так далее), каждый раз надо спрашивать: а какую страну они подразумевают? Ведь современные постсоветские страны, а Казахстан прежде всего, это страны со сложным устройством.
Во внутреннем устройстве можно насчитать как минимум три страны. Есть Казахстан традиционный, где на первом месте племенная и т. д. принадлежность, а основным регулятором отношений является национальный обычай.
Есть Казахстан советский, где сохранилась административная система управления, с той только разницей, что стратегия для страны в целом и каждого ее уголка вырабатывается теперь не в Москве, а в Астане. Регулятором отношений в этом устройстве является норма распределения.
Есть Казахстан «современный», где внедряются демократические принципы управления, развивается конкуренция и получение прибыли требует внедрения такого регулятора отношений в обществе как стандарты процедур деятельности.
И это еще не все: формируется Казахстан конфессиональный и Казахстан информационный, когда молодые люди принадлежат уже информационному глобальному сообществу по многообразным интересам.
Так каким Казахстаном клянутся политики и общественные деятели, за какой Казахстан борются? Логика государственного управления, где главный принцип «сложное не управляется просто» требует найти сочетание всех типов общественных устройств. А это означает, что
надо перестать уничтожать «все советское»,
перестать снимать сериалы о советском времени (которые кроме как пасквилями и назвать-то нельзя), а надо учитывать неизбежность взаимодействия, в том числе и с советским устройством собственных обществ.
Различных устройств общества много, различия усиливаются, а значит, надо научиться работать с разным материалом. Последнее эффективно только в идеологии управления или политики, а не администрирования.
И пока современные управленцы не нашли способа согласования различий в собственных обществах, люди будут обращаться к советскому опыту администрирования, то есть сведения многообразия к упрощению, в том числе и к упрощению общественного устройства.
А вот это уже мешает состояться современному обществу как в Казахстане, так и в других постсоветских странах
Одновременно неумение выстроить систему управления (подмена его администрированием) ведет к ностальгии по прежним временам, и не только у людей старшего возраста.
Таков вызов, перед которым стоит постсоветская элита
Знать свое общество и его устройство, уметь находить действительные его проблемы, а не перечислять то, что вычитал в очередном учебнике «Экономикс», уметь выстраивать коммуникации с различными слоями и группами общества – вот требования к современному управленцу в постсоветской стране.
А это требует умения работать не только с цифрами и ценами, но и с принципами. Это требует иных критериев к выдвижению и подготовке управленческих кадров, требует от них такого качества как принципиальность.
И не будем забывать, что в системах управления все измеряется нравственностью и стоимостью элиты