Этнический казах из Кельна Шугайып Ерол рассказал о жизни казахов Германии. Ответил он и на вопрос о том, почему он и его родственники не смогли найти свое место на исторической родине, пишет сайт радио Азаттык.
«Шугайып Ерол, проживающий в городе Кельн, более 40 лет проработал на заводе Ford в Германии и недавно вышел на заслуженный отдых. Родился он в 1958 году в ауле Алтай близ города Ниде, Турция, и в 1974 году вместе с родителями переселился в Германию. С 1976 по 2018 год работал экспедитором на автосборочном заводе в Кельне, одновременно являлся руководителем культурного центра кельнских казахов, имеет двух сыновей и дочь.
Вообще,
согласно законам Германии, на пенсию выходят после достижения 65-летнего возраста
Однако существует возможность и более раннего выхода на заслуженный отдых.
Казахи в Турции: мы выжили под бомбами и обрели вторую родину
Для этого необходимо на протяжении 45 лет непрерывно перечислять взносы в пенсионный фонд или отказаться в пользу государства от 10% назначенной пенсии. Для этого надо подписать соответствующий договор — и можно отдыхать и наслаждаться жизнью.
— Сейчас я ежемесячно получаю 2330 евро. Эта сумма, из которой уже вычтено 10 процентов. Решил пораньше выйти и насладиться прелестями жизни – воспитанием внуков.
Первым в Германию в 1974 году переехал отец. После того как устроился на новом месте, перевез туда и нас. Хотя в Турции я получил среднее образование, о выборе профессии еще не задумывался. На новом месте пришлось начинать все сначала и два года изучать язык.
В то время заводы испытывали дефицит рабочей силы, и я без труда устроился экспедитором по доставке автозапчастей. В тот период зарплата была чуть выше среднего. Так, до выхода на пенсию я получал 2,8 тыс. евро ежемесячно.
Проработав на одном предприятии 42 года, в 60 лет вышел на заслуженный отдых. Не могу сказать, что труд был тяжелым. Кроме того, для рабочих создавались все условия.
В тот период в одном отделе нас работало двадцать мусульман. Нам выделили специальную комнату для совершения намаза.
И сегодня неплохо живем, пенсии хватает на все. Даже пару раз в год могу себе позволить выехать за границу. К тому же у меня есть собственное жилье, то есть я не несу никаких дополнительных затрат.
Не нужно возвращать в Казахстан казахов из-за рубежа (Обзор казахской прессы)
Да и другие братья, проживающие в Кельне, а их здесь около 200 семей, не бедствуют. Здесь нас 140 семей — казахи из Турции, Афганистана и Пакистана, прибывшие через Турцию. 80 процентов казахов, кто первыми приехали на работу из Турции, трудятся в подразделениях автозавода.
Некоторые поднялись на руководящие должности, но большинство — чернорабочие. Для нас удобнее работать на воздухе, чем в офисе, там работа труднее.
Сейчас с ностальгией вспоминаю жизнь в Турции, свое детство, тогда мы не знали турецкого. Когда пришла пора идти в школу, в классе были одни казахи. Тогда
учителя придумали занимательную игру: если кто-то из учащихся говорил на казахском, платил небольшой штраф
В то время мы часто играли в казахские национальные игры, такие как «ақсүйек» и «асық ату». Наши матери готовили кумыс, шубат, варили курт, а мы пасли ягнят и телят.
Местные власти хорошо помогали казахам. Турция стала нам родным домом
Для нас строили дома, выделяли плантации. Каждой семье выдали по 30-40 овец. До 16 лет я рос там, нынешние дети не видели такой жизни. Однако чтобы наши потомки не забывали свое прошлое, мы часто вспоминаем про жизнь в Турции, про знаменитый аул Алтай.
Когда предки бежали из родного края, моему отцу было всего семь лет, а сегодня ему 88. Он пережил все трудности жизни, но они не сломили его. До сих пор отец пользуется собственным автомобилем и живет отдельно от нас. В трех километрах от его дома есть мечеть, куда он один раз в день ездит на велосипеде.
Матери 84 года, но и она, несмотря на солидный возраст, еще бодрая.
Конечно, тоскуем по исторической родине. К тому же, там живет наша многочисленная родня. Я уже не раз бывал в Казахстане. Одно время даже пытался переехать на постоянное местожительство, чтобы воссоединиться с родными и жить на земле своих предков.
Более 10 лет назад я вместе с братьями и сестрами, живущими здесь, решил открыть свой бизнес в Казахстане. Получив в одном из немецких банков кредит в 600 тысяч евро, мы построили под Алматы кирпичный завод.
Как казашка из Германии стала чемпионом мира по кикбоксингу – казахские СМИ
Однако, оказывается, жизнь в Казахстане имеет свои «особенности», совсем не похожие на немецкую действительность.
Нам просто не дали работать. Как мы ни старались, терпели только убытки. Здесь нет немецкой пунктуальности, точности, одни отговорки.
Мы так и не смогли привыкнуть к «особенностям» вашей жизни
Поэтому несолоно хлебавши пришлось вернуться к «своим» немцам», — заключил он.
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info.kz