В 1965 году титул «Автомобиль года» завоевала разработка итальянских инженеров, модель FIAT-124. В следующем же году Внешторг по указанию партийного руководства заключил с компанией FIAT контракт: Советский Союз должен был получать только самые лучшие автомобили…
С этого момента начался долгий и славный путь ВАЗ-2101 по бездорожью нашей бывшей общей родины. Для реализации проекта было решено построить целый завод на территории СССР, который должен был стать одним из лучших автопроизводителей на всей огромной площади Союза. По договору с FIAT было решено выпустить целых три модели: ВАЗ-2101, универсал ВАЗ-2102 и люксовый вариант — ВАЗ-2103.
Само собой, просто копировать удачный автомобиль советские конструкторы не стали. Помимо элементарной этики, FIAT-124 просто не подходил для эксплуатации в наших условиях. Дорожный просвет был очень мал, а значит, машина практически не могла нормально функционировать на проселочных дорогах. Кузов советскими специалистами был признан недолговечным, двигатель слишком слабым, заднюю и переднюю подвески было решено полностью заменить.
В результате модернизации модель изменилась практически до неузнаваемости. Клиренс стал больше, ведущий мост заменили новой конструкцией. Двигатель также поменяли на одну из последних разработок советских инженеров. Вообще, всего в машину было внесено более восьми сотен преобразований как крупных, так и мелких. Поэтому говорить о «копейке» как о модели, «украденной» у итальянских разработчиков, мягко говоря, неправильно.
Помимо внутренних переработок, немного видоизменилась и внешность машины. С левой стороны поставили зеркало заднего вида, ручки дверей утопили в корпус, сделав их травмобезопасными. Итальянцы работали над проектом наравне с советскими инженерами —
ВАЗ-2101 можно смело называть одним из первых интернациональных проектов такого рода
Первый экземпляр ВАЗ-2101 выкатился с конвейера Волжского завода 19 апреля 1970 года. Это был настоящий прорыв: машина получилась тихой, удобной на дороге и в эксплуатации, обладала целым рядом качеств, еще не реализованных на дорогах Советского Союза. Салон был признан одним из самых комфортных в своем классе — во многом благодаря до конца раскладывающимся сиденьям и общему объему.
Специалисты FIAT признали получившийся проект гораздо успешнее оригинала. Многие наработки были использованы итальянцами и в других машинах: проселочные дороги Советского Союза дали «западникам» уникальную возможность оценить прочность своих разработок на экстремальной местности.
Сейчас машины, проходящие краш-тесты с такими же успехами как «копейка», просто не выпустили бы на дорогу
На скорости, превышающей 60 км/ч, ВАЗ-2101 при столкновении с неподвижным объектом становится настоящим железным гробом. На каждом из тестов руль превращал грудную клетку и голову манекена в обрывки пластика.
Доставалось как переднему пассажиру, который как минимум доставал головой до приборной панели, так и задним: самый безопасный прогноз — множественный перелом ребер.
Впрочем, на момент выпуска «копейка» была одной из самых безопасных машин в стране, не в последнюю очередь благодаря качественной сборке кузова
Первые автомобили ВАЗ стали настоящим прорывом советского автопрома. Мелочные доработки вместе превратились в одно прекрасное целое: машина умела заводиться на морозе без помощи ведра с горячей водой, пластик салона не боялся солнечного света, а система охлаждения с антифризом позволяла не сливать воду из радиатора при каждой стоянке.
Передние дисковые тормоза вцеплялись в асфальт намертво — педаль больше не нужно было утапливать в пол, прилагая к этому мышечные усилия. Серпантины преодолевались на «ура», что вкупе с раскладывающимися сидениями превращало «Жигули» в идеальную машину путешествующего про стране человека.
Название «Жигули» придумал конструктор Александр Черный, но в народ оно почему-то не пошло. ВАЗ-2101 стал известен как вежливая и даже уважительная «единичка». Так ее величали до самого начала 90-х, когда обилие новых автомобилей прахом развеяло престиж модели, разом превратив ее в довольно снисходительную «копейку».
Но если бы в свое время конструкторы целых двух стран не собрали эту самую пресловутую «копейку», долгое время остававшуюся лучшей автомашиной Союза, автопром СССР находился бы в гораздо худшем состоянии.