Действительно ли угроза радикализма в Казахстане настолько велика?
Экспертное сообщество (правда, все больше иностранное) опять заговорило о возможном всплеске религиозного радикализма в Центральной Азии. А значит — и в Казахстане. Причем как внутреннего, так и «подкрепления» из стран Ближнего Востока.
Например, эту тему поднял эксперт центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа) Артур Сулейманов. В публикации на портале центра он утверждает, что
экстремистские тенденции в Центральной Азии «представляют серьезную проблему и угрозу»
— Отдельно отметим, что под воздействием идей ваххабизма в центральноазиатских республиках стали формироваться «джамааты», не признающие светские режимы, — считает он.
Пограничное сознание молодежи — реальная угроза стабильности Казахстана
Хотя до подобия «исламистких революций» в регионе не дойдет, но налицо «постепенное повышение социального значения в обществе религиозных экстремистов».
— Деятельность ваххабитских общин и организаций в Центральной Азии поддерживается финансовыми, информационно-техническими и организационными
средствами правящих элит некоторых мусульманских государств, пытающихся укрепить свои позиции в регионе,
— заявил он.
Экстремисты все время предпринимают попытки «дестабилизировать обстановку в регионе и привести к власти религиозный режим».
Одновременно появляются и публикации, предупреждающие об опасности «экспорта религиозного насилия». Главным образом из Таджикистана (и немного Кыргызстана) в Казахстан и дальше на север. Такой ситуация видится из России. Однако отечественные политологи не склонны к оценке в настолько суровых тонах.
Политолог Ислам Кураев не согласен, что позиции религиозных исламистов в регионе усиливаются. По его мнению, скорее возрождается традиционный ислам. В Казахстане и Узбекистане процесс проходит спокойно. Правда,
в Туркменистане, Таджикистане и Кыргызстане сравнительно высокий процент населения, кто желал бы жить по шариату,
считает он. И это уже можно назвать угрозой национальной безопасности в указанных странах.
https://365info.kz/2017/02/banking-po-musulmanski-shariat-spaset-ekonomiku-kyrgyzstana/
— Усиление ислама не стоит рассматривать как угрозу, скорее всего, это фактор консолидации общества. Но государственные структуры в Центральной Азии не умеют работать с этим, поэтому принимают жесткие меры, — утверждает он.
В вероятность «импорта» больших групп экстремистов (например, подразделений ИГИЛ) в Казахстан Кураев не верит. Правда, не исключает возможность стихийных вспышек террористических атак. Но тут все зависит от работы силовых структур, которые и должны пресекать их в зародыше.
Главная опасность для Казахстана — «возвращенцы-боевики» — эксперт
Эксперт особо подчеркнул важность идеологической работы в Казахстане (и вообще во всем регионе). Он утверждает, что для многих религиозных сограждан мнение муфтията в религиозных вопросах весомее, нежели любого министерства. И для борьбы с радикалами нужно усиливать именно муфтият.
— Вопрос решится именно тогда, когда государство попробует бороться не физически, а с их сознанием. И я больше чем уверен, что
если все правильно сделать, у муфтията больше шансов победить в этой борьбе
Для этого попросту нужны хорошие теологи, политтехнологи и маркетологи, — сказал он.
Политолог Рустам Бурнашев тоже не считает, что радикалы поднимают голову в Центральной Азии. Причем в каждой стране свои причины, мешающие им это сделать.
При этом эксперт посетовал на нехватку подробных, и самое главное, независимых исследований на эту тему. При этом сами исследователи не должны быть аффилированны с заинтересованными в педалировании темы группами.
— Например, очевидно, что
в такой постановке вопроса заинтересованы силовые структуры
Им нужно дополнительное финансирование, полномочия и тому подобное. Причем это общая тенденция во всем мире. Кроме того, это могут быть и не силовые ведомства, которые занимаются мониторингом и контролем религиозной сферы. У них интересы точно такие же, — перечислил эксперт.
Или террористы идиоты, или силовики молодцы!
Кроме того, раздувать из мухи слона могут некие «конкурирующие группы, которые хотели бы оказать давление на оппонентов», считает Бурнашев.
В Казахстане, например, ДУМК заинтересован в усилении контроля над религиозными мусульманскими структурами, которые не хотят ему подчиняться. Так что предоставляемые зависимыми экспертами результаты исследований могут серьезно отличаться от реальной картины, полагает эксперт. Еще один фактор, который может исказить действительность, это просто страх.
— Нужно понимать, что когда речь идет о безопасности, часто исходят из принципа, который в народе называют «лучше перебдеть, чем недобдеть», — уточнил он.
Кстати, в Кыргызстане все-таки независимые исследования от хороших специалистов хоть и немного, но имеются. И хотя ситуация с исламистами там не простая, но о жесткой радикализации говорить не приходится. В первую очередь, считает Бурнашев, потому что
у местных исламистов нет ни финансовых ресурсов, ни людских
Боевики из Сирии начали возвращаться в Кыргызстан
— В Таджикистане государство такие проявления серьезно «давит», а в Туркменистане и Узбекистане об этой проблематике даже не говорят, — сказал эксперт.
Бурнашев напомнил, что пару лет назад об угрозе всплеска радикализма активно говорили и в Казахстане. Но с тех пор немного успокоились и сейчас этот вопрос стали поднимать меньше. И не потому что забыли и расслабились, а потому что угроза на самом деле вовсе не так уж велика.
Что касается опасности наплыва радикалов извне, то и в нее Бурнашев не верит. По его словам, в Центральной Азии по природе своей «вся радикальная активность — внутренняя».