Конь сопровождал казаха со дня рождения и до его самого последнего вздоха. Среди похоронных обрядов особняком стоит «Ат тұлдау» — посвящение коня усопшему. В чем его смысл и суть?
Многие историки разных стран, побывавшие в казахской степи, подробно писали о любви народа к этому благородному животному.
Например, русский историк Гавердовский в книге «Обозрение киргиз-кайсацкой степи» оставил следующую запись.
«Табуны с сим скотом разделяются по большей части на три разряда. В первом находятся дойные самки, байтан (байтал — прим. авт.), пасомые отборным нехолощеным конем айгыром, который по природному, так сказать, побуждению всегда бдит за оными, содержит в соединении, остерегает от хищных зверей, перегоняет на другие выгодные пастьбы и на водопой.
Двух таковых коней в одном табуне быть не может, ибо если они только чуть заметят близи один другого, то бросятся со остервенением бить и грызть друг друга до тех пор, покуда один останется на месте мертвым.
Другой табун состоит из лошадей холощеных, ат, начиная от третьего года и далее; сии редко пасутся вместе с самками.
В третьем находятся одногодки и жеребята до двух лет (кулун). Они от самого появления на свет уже объезжаются, и сначала всегда малыми детьми».
Об особом отношении народа к лошадям свидетельствует и то, что до сих пор среди казахов не забыты имена коней прославленных героев.
Коня хана Уали, деда ученого Шокана Уалиханова, звали Көксырғанақ (плавносерый), коня батыра Истатая Тайманулы звали Ақтабан (белоногий), коня певца Сегиз Сери Бахрамулы звали Бозшұбар (серопятнистый), коня поэта Ильяса Жансугурулы звали Керқұла (темнодлинный), акын Кенен Азербайулы назвал своего коня Көкшолақ (серокороткий). И это далеко не полный список.
Конь сопровождал казаха со дня рождения и до его самого последнего дня. Ни одна из сторон жизни не обходилась без этого животного.
Только сильные способны на арыздасу – прощальную исповедь
Казахи издревле говорят: «Өмір бар жерде өлім бар» (Где есть жизнь, там есть смерть). Похороны вобрали в себя несколько обычаев:
Одним из похоронных обычаев называется «Ат тұлдау» — посвящение коня усопшему
Ученый Шайзада Тохтабаева в книге «Этикет казахов» пишет:
«За удила к косяку двери юрты привязывали любимого коня хозяина, а впридачу еще двух-трех других коней. При этом пожилой родственник умершего обращался к коню со словами, что тот осиротел (тұл қалдың), затем коротко обрезал ему хвост, подстригал гриву и челку, туго завязывая ее на макушке торчком.
Такое изменение экстерьера животного свидетельствовало о том, что теперь он посвящен умершему
Этот конь весь год мог свободно пастись, нагуливая жир. В период перекочевок на него надевали седло, которое принадлежало покойному хозяину, а на луку седла – зимнюю шапку (тымақ) задом наперед.
Вплоть до недавнего времени посвященные кони свободно паслись,
их никто не похищал, поскольку это, по мнению казахов, приводило к смерти членов семьи»
В известном романе-эпопее «Путь Абая» Мухтар Ауэзов вот как описал «Ат тұлдау»:
«По старому обычаю была прочтена молитва, к двери траурной юрты с противоположных сторон подвели двух коней и привязали к косяку. Один был огромный, жирный, темно-серой масти. На рыжем коне Божей ездил зимой, темно-серого холил с начала этого лета.
Увидев коней, напоминающих о живом и чтимом всеми Божее, толпа не выдержала, поднялся новый горький плач. Некоторые рыдали, опираясь на свои посохи, другие падали на колени и склонялись к земле.
– О, несравненный мой! Лев мой! Родной мой! – гудела толпа.
Байдалы пришел в себя раньше других. Он приблизился к темно-рыжему коню, привязанному у правого косяка.
– О, бесценный жануар! – обратился он к коню. – Умер твой хозяин, осиротел ты, несчастный!
И, подойдя к нему, он срезал его челку, потом захватил хвост и, хрустя ножом по конскому волосу, отрезал его вровень с коленами. Так же он подстриг и темно-серого коня. Потом оба меченых коня были отпущены в табуны на отгул.
За год отдыха они разжиреют, тогда их забьют на поминках хозяина
Байдалы посмотрел вслед коням:
– У темно-серого грива и хвост черные. Пусть он и будет траурным конем. Во время кочевок он будет ходить под седлом хозяина, покрытым черным, – решил он».
Через год на поминках череп скакуна поднимали на острие копья над могилой хозяина, чтобы конь и в потустороннем мире продолжал быть ему верным спутником.