На политическом Олимпе наблюдается рокировка сил. Об этом свидетельствует перераспределение различных сфер, пишет Саясат. Кроме того, об изменениях, происходящих во внутриэлитном балансе, свидетельствует и подготовка к перезапуску информресурсов, презентация которых ожидается осенью.
Руководитель администрации президента (АП) Адильбек Джаксыбеков продолжает эффективно модерировать процессами в рамках президентских установок.
Респонденты отмечают кропотливую и методичную работу рукАПа над починкой госаппарата, пробуксовка которого в последние годы стала большой и серьезной проблемой власти.
Июнь принес Адильбеку Джаксыбекову еще один результат –административно-территориальная реформа теперь уже бывшей Южно-Казахстанской области.
Под началом президентской администрации проведена большая подготовительная работа – составлено аналитическое исследование, подготовлено обоснование, проведено заседание Совбеза, выделены новые адмрайоны.
Перенос областного центра в Туркестан и республиканский статус Шымкента стал логическим завершением этой работы.
«За последние несколько лет это одна из успешных реформ власти, получившая к тому же общественное одобрение
Самое главное, регион теперь имеет возможность для преодоления социально-экономической ямы».
Также отмечается, что АП ведет аналогичную работу по другой проблемной точке – Северо-Казахстанской области, под которую также готовятся комплексные решения.
В целом отмечается, что
«эффективность Джаксыбекова обусловлена преданностью президенту, государственным мышлением и влиятельностью»
Не случайно именно ему президент доверил встраивание обновленного Совета Безопасности в систему управления.
Председатель КНБ Карим Масимов сохраняет свои позиции. Эксперты отмечают
эффективную работу Комитета по всем направлениям работы, особенно по линии контртеррора и защиты конституционного строя
Завершение законотворческой сессии сказалось на внимании к работе спикеров палат парламента. И если Нурлану Нигматулину, несмотря на все попытки торпедировать его, удается удерживать позиции, то положение спикера сената Касым-Жомарта Токаева несколько пошатнулось.
Нежданно-негаданно для себя и для всех он поставил под вопрос участие Нурсултана Назарбаева в выборах-2020. По сути, не так уж и важно, что двигало спикером – импровизация или вброс с умыслом, как считают эксперты, его выход зафиксировал ряд моментов.
Во-первых, тезис спикера сената актуализировал национальное лидерство Назарбаева.
Во-вторых, по электоральному календарю до президентских выборов остается почти 2 года, однако, специально или нет, но предвыборной кампании фактически был дан старт.
В-третьих, вне зависимости, будут ли предстоящие выборы досрочными или внеочередными, обозначена их главная интрига – участие Нурсултана Назарбаева.
В-четвертых, легализована проблема-2020, которую можно свести к дилемме: что важно для Казахстана — продление полномочий действующего президента или начало работ по транзиту власти.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев в июне смог отдышаться от очередной отбитой атаки на свои позиции.
«Не сыграли уже два прогноза о скорой отставке премьера. С этим результатом он вышел в межсезонье, купировав негативный фон вокруг себя».
Отмечается, что критика Сагинтаева только утяжелили его, однако осенью ему предстоит вновь держать защиту (тем временем в сентябре исполнится 2 года как он возглавляет кабмин).
Бакытжан Сагинтаев сохраняет релевантность:
Эксперты считают, что
лето премьер-министр посвятит подтягиванию социально-экономических показателей,
чтобы выйти подготовленным на традиционное осеннее расширенное заседание кабмина.
В оценках работы первого заместителя руководителя президентской администрации Марата Тажина респонденты отмечают:
Прием главой государства акима Мангистауской области Тугжанова, по мнению респондентов, показал роль управделами президента Абая Бисембаева политического коннектора («в истеблишменте этой функцией обладают лишь некоторые представители»).
На позициях заместителя премьер-министра Аскара Жумагалиева положительно отразилось появление «цифровых» заместителей, которые получили 5 министров.
«В отличие, к примеру, от того же Кыргызстана, где цифровые вицы были во всех министерствах, у нас решили не распыляться и пока сосредоточиться на цифровизации приоритетных, с точки зрения власти, направлениях госполитики:
финансы, труд и соцзащита, информация и коммуникации, здравоохранение, образование и наука»
Фактически Аскар Жумагалиев получил свой аппарат, что закономерно с учетом ожиданий, которые связывают от программы по цифровизации и от Жумагалиева лично. При этом отмечается, что
эффективность Аскара Куанышевича во многом будет зависеть от правильной формулы взаимодействия
между государством и IT-сферой, поскольку, «как показывает мировой опыт, «цифра» благоприятно развивается без государства, от которого требуется лишь создание условий».
Министр энергетики Канат Бозумбаев методично продвигается к цели, поставленной главой государства, – нефтехимическая независимость страны. В его активе:
Одновременно министр активно работает над подключением Астаны к газу и организацией процессов в нефтегазовом секторе. В целом отмечается, что данный
фронт работы несет для него серьезные риски и первые небольшие победы. Что, по мнению экспертов, отчасти обусловлены и личными качествами министра, который известен бойцовским характером.
Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев продемонстрировал, что имеет маневренное поле для оперативных действий.
«После токаевского заброса относительно участия президента в выборах-2020,
элита пришла в замешательство, которое оперативно разрядил Абаев, нивелировав слова спикера сената»
Этот маркер, по мнению экспертов, показал, что министр, с одной стороны, чувствует политический момент, с другой стороны, умеет брать на себя ответственность.
Дархан Калетаев в июне оформил ребрендинг возглавляемого министерства, которое теперь называется министерством общественного развития.
Переименование — это не просто смена вывески, как считают респонденты, это перезагрузка, которая расширила сферу деятельности министра Калетаева и позволила уйти от ассоциации только лишь с религией.
С другой стороны, продемонстрировала его инициативность, которая находит поддержку в высших кабинетах.
«Фактически можно говорить, что с министерством общественного развития появился новый идеологический центр»
Также отмечается, что «к прежней активности и деятельности Калетаева добавилась зрелость».
Вместе со спадом вспышки менингита негативный фон вокруг министра здравоохранения Елжана Биртанова также нивелировался. Тем не менее, ситуация негативно отразилась на его индексах.
Ситуация приобрела общественно-политический характер, а негатив был спроецирован на власть
Респонденты упомянули и о трениях между минздравом и властями Алматинской области по вопросу закрытия Каскеленской инфекционной больницы.
Относительно того, как минздрав вел адвокацию, мнения разделились.
«Многие закоренелые аппаратчики видят в министре выскочку, который ввязывается в ненужные ситуации и приносит проблемы для власти».
Однако, есть и те, кто находят опыт министра здравоохранения положительным.
«Биртанов один из немногих, кто работает в публичном поле. Он нарабатывает опыт, который в последующем еще принесет ему пользу. Да и сейчас своими попытками коммуницировать с обществом он исполняет роль громоотвода».
«Саясат-Monitoring» в ежемесячном режиме отслеживает позиционные изменения на политическом Олимпе. Фиксация расстановки сил составляется на основе экспертного замера.