Все больше стран СНГ проходят через транзит власти. И далеко не всегда он проходит спокойно. Армения пополнила ряды тех, где обновление правящей элиты сопровождала турбулентность. Об армянской революции и уроках, которые Казахстан может извлечь из этого политического события, расскажет политолог Замир Каражанов.
— Недавно в Армении прошла бархатная революция. Ее фактическая причина – неудачная попытка транзита власти, при которой экс-президент страны Серж Саргсян решил остаться у политического руля, но только уже в качестве премьер-министра. Стоит вспомнить, как нелегко прошел транзит власти в соседнем Кыргызстане. Как вы считаете, как в нашей стране произойдет этот процесс?
— Прежде всего надо понимать причины, которые побудили людей выйти на улицы. А причин было очень много — скорее всего, они и не позволили провести смену власти без революционных событий.
А факторы банальны и характерны для всех постсоветских стран.
Это прежде всего потеря коммуникации между обществом и руководством страны
Гражданские внутриобщественные процессы активно развиваются, в том числе усиливаются протестные настроения, и это дает о себе знать.
Второй момент, на который нужно обратить внимание, – это так называемые отложенные проблемы. В Армении их надо было оперативно решать, а не откладывать на завтра.
Самая серьезная среди них — Нагорный Карабах. По данным Всемирного Банка, там где-то 30% населения живет за чертой бедности, это каждый третий гражданин страны. Уровень безработицы даже по официальным данным тогда составлял 16%, и это достаточно высокий показатель. Он был характерен для Европы, когда та столкнулась с долговым кризисом.
Ну и конечно же, для того чтобы страна развивалась, необходимо создавать модель роста, при которой эффективно решаются проблемы социального и экономического характера.
— А у нас есть такая модель?
— У нас тоже очень много проблем. И мне кажется, то, что произошло в Армении, и нас касается. Ведь в последнее время появилось очень много критических заявлений. Это нужно обязательно брать во внимание.
В Казахстане падает платежеспособность населения. Поэтому необходимо перестраивать экономику страны. А в условиях колебания цен на нефть, сырье энерго- и природные ресурсы надо создавать такой сектор, который действительно обеспечит рост экономики.
Кстати, проблемы решаются не за счет кадровых перестановок и смены власти, а за счет реформ
Наше общество толерантное, можно даже сказать, инертное. У нас не привыкли требовать и чего-то добиваться, у нас терпят. Но это не совсем хорошая сторона, потому что люди смогут перетерпеть, поменять место жительства, а вот экономика страны этого пережить не сможет.
Транзит власти в Армении: элита потеряла связь с обществом — Каражанов
Мы уже столкнулись с проблемой нехватки специалистов: начинаем строить заводы, больницы, производим оборудование, станки, а работать некому.
Человеческий капитал не так-то просто сделать. Нужно инвестировать в образование
— Какой сценарий транзита власти возможен у нас?
— В нашей стране сейчас создаются механизмы по передаче и смене власти. Недавно был принят закон, что первый президент может быть пожизненным председателем Совбеза. Есть еще несколько механизмов.
В принципе, происходит децентрализация власти – в Казахстане такой курс продекларирован.
Смена власти не должна приводить к тому, чтобы система подстраивалась под одного человека
В результате смены власти должны происходить политические реформы, создаваться общественные институты, ведь речь идет не только о власти, но и об инвестициях, о бизнесе. Любому инвестору нужны гарантии. А кто их дает? Правительство, институты.
— В результате армянской революции у руля оказался бывший журналист Никол Пашинян, который стал новым премьер-министром страны. Можно ли его назвать простым человеком от народа, как его преподносят популисты?
— Говорить, что он простой человек, не стоит, он был депутатом и вращался в околовластных кругах. Другое дело, что он почувствовал недовольство населения и перемены, которые происходят в обществе.
Недостаточно лишь протестных настроений, их надо мобилизовать. И Пашиняну это удалось
Правящая партия в последнее время испытывала кризис доверия, и тогда чиновники почему-то придумали эту проблему решить за счет кадровых перестановок. Это тоже ошибка. Потому что кадровые перестановки ничего не решают. Да, они могут на краткосрочной период снизить накал страстей, но для долгосрочной перспективы такие меры неэффективны.
Кадровая рокировка бесполезна, нужны структурные реформы, о которых говорил Всемирный банк в своих рекомендациях по отношению к Армении.
— Эксперты говорят, что в смене власти в Армении большую роль сыграл внешний фактор, но не какие-то страны, а влиятельная армянская династия.
— Страна действительно связана с диаспорой, это обстоятельство сильно помогает Армении, диаспора действительно играет большую роль в лоббировании интересов своей страны и ее внешнеполитических приоритетов.
— А в Казахстане как с этим делом?
— У нас такой диаспоры, как в Армении, нет. Чтобы мобилизоваться, привлечь средства массовой информации, сделать какую-то тусовку с бизнесом, собрать инвесторов в ресторане, посидеть, музыку послушать, пообщаться и поговорить о Казахстане – я, честно говоря, такого не замечал.
Наша диаспора в других странах старается, конечно, общаться, поддерживает контакты, но это все же неформальные контакты.
— Интересные последствия армянских событий для Казахстана увидел политолог Султан Акимбеков. Он написал, что смена власти в сумме со сложными отношениями Армении с Азербайджаном и Россией означает, что скорее всего, в Евразийском экономическом союзе появится еще одна сторона с многовекторной политикой, как и Казахстан. Насколько это укрепит или может быть ослабит ЕАЭС?
— Я думаю, что такая позиция все-таки укрепляет. Не надо сгущать краски, ни в коем случае не нужно стремиться к конфронтации. Надо занимать мудрую позицию и стремиться выстраивать доверительные отношения между нашими странами.
Полная версия интервью — здесь.