Обычай «Тоқым қағар» исполнялся перед тем, как хозяину или другому члену семьи дома предстояло выехать в дальний путь. Родственники и друзья приходили, чтобы проститься с человеком перед дорогой. Гости высказывали «Ақ жол» («В добрый путь, удачной поездки») и другие пожелания. Как правило, по этому поводу накрывали богатый дастархан с угощениями.
Казахи славятся своим гостеприимством. «Принятие гостей – важнейшая составляющая жизни казахов», — пишет ученый этнограф Тохтабаева. Без гостеприимства невозможно представить жизнь казахского народа.
Застолье с гостями может быть будничным, праздничным, обрядовым, животноводческим, сельскохозяйственным. Ни один рядовой или крупный той не обходится без гостей.
Этикетные нормы казахов, связанные с приемом гостей, отличаются сложной структурой и похожи на своеобразные ритуалы.
Закон гостеприимства приравнивался к моральным и этическим правилам и относился как к приглашенным, так и к случайным гостям
В связи с этим существуют понятия, которые являются обязательными для любого казаха: «Дастарқаннан биік ештеңе жоқ» (Нет ничего выше накрытого дастархана), «Нан ауыз тию» (Попробовать кусочек хлеба), «Тізе бүгу» (Сгибание колена) и многие другие. И каждое из них достойно отдельной статьи.
«Дәм» — угощение казахи осмысливали как нечто святое. В народе есть такое пожелание молодой семье — «Би болмасаңдар да – би түсетін үй болыңдар» («Если не можете быть биями, то хоть будьте домом, куда могут прийти бии»). И появилось оно неспроста. Бии были почитаемы в обществе, поскольку избирались самим народом. А это надо было заслужить.
Жизнь казахов до половины 20 века нельзя было представить без лошади. Конь был основным видом транспорта. А одним из важных предметов для всадника был «тоқым» или «терлік» (попона). «Попона» в русском языке имеет и еще одно название – чепрак, им накрывают коня.
Один из казахских обычаев имеет образное название «тоқым қағар» (стряхивание потника). Обычно чепрак встряхивают перед тем как оседлать лошадь. Отсюда и пошло название обычая.
Тоқым қағар исполнялся перед тем как хозяину или другому члену семьи дома предстояло выехать в дальний путь.
Народных обычаев придерживался и Мухтар Ауэзов, великий ученый и писатель, автор известного литературного произведения, романа-эпопеи «Абай жолы» (Путь Абая). О тоқым қағар написано в книге воспоминаний секретаря писателя Данабике Байкадамовой «Мен білетін Әуезов» («Ауэзов, которого я знала»).
«В конце месяца сентября он мне сказал:
— Через несколько дней я уезжаю. Обычно перед поездкой приходят мои близкие и друзья и провожают меня. По возвращении встречают. Я желаю видеть среди них и вас. Считайте это моим приглашением. Если у вас есть друг, приходите вдвоем.
Пожелание хорошей поездки казахи называют «тоқым қағар». Как оказалось, на него собиралось 20-25 человек. Во время обряда я вспомнила слова Мухтара Омарханулы: «Моя деятельность подчинена военной дисциплине». Это чувствовалось и в приеме гостей.
Я говорю так, потому что все, что необходимо к приему гостей, было выставлено в строгом и правильном порядке.
За столом не было такого, чтобы жеңгей (жена старшего по возрасту, в данном случае супруга М. Ауэзова) вставала из-за того, что забыла ложку или вилку.
Валентина Николаевна умела с уверенным спокойствием красиво принимать гостей: мясо нарезано, тесто готово и ожидает своей очереди. На второе к столу подавали ет, мясное блюдо.
Гости за столом располагались в зависимости от времени их прихода.
Кто пришел раньше, тот и садился на более почетное место. Оказывается, таков был порядок в этом доме
Усанович с супругой пришли раньше меня и сидели слева от хозяина дома. Когда я вошла, Мухтар Омарханулы указал место выше Усановича и сказал: «Проходите сюда».
Пришедшие после меня писатели Габиден Мустафин, Абдильда Тажибайулы, Альжаппар Абишулы и другие сели ниже, ближе к выходу гостиной.
Я почувствовала себя неуютно, что сидела выше, и сказала про себя: «Отныне буду приходить позже».
Мухтар Омарханулы благополучно возвратился из поездки через 70 дней» (перевод автора статьи – прим. ред.).
Обычай «Тоқым қағар» проходил чинно и в то же время весело. Аксакалы давали бата — напутствие, благословляли в добрый путь.
Чтобы хозяин выехал в дальнюю дорогу с хорошим настроением, шутили и пели веселые песни,
желая удачной поездки и скорейшего возвращения.