Спрос на автомобили в Казахстане растет: месячные продажи новых авто в июне показали полуторагодовалый максимум. Объем сделок купли-продажи на вторичном рынке – лучший результат за 4 года. Показатели производства также опережают ожидания участников рынка, но даже несмотря на это, отрасль получит дополнительные льготы.
По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в 1 полугодии 2018 года в республике было продано 25 989 новых автомобилей. Это на 37,8% выше, чем в январе-июне 2017 года.
Выросло не только количество сделок, но и их объем. На авто казахстанцы потратили 214,3 млрд тенге – на 43% выше показателя 2017. Таким образом,
средняя стоимость покупаемого в республике нового автомобиля по итогам 6 месяцев составила около 8,25 млн тенге
Только в июне в республике официальные дилеры реализовали 5369 единиц, что на 28,6% выше показателей июня 2017 года.
За месяц
дилеры заработали 49,1 млрд тенге – в 1,5 раза больше, чем в 2017 – это лучший результат за несколько лет
«В июне казахстанский авторитейл завершил 5 квартал своего непрерывного роста. Минувшие 3 месяца стали самым результативным периодом с начала 2016 года. В июне впервые за 1,5 года месячный сбыт дилеров преодолел порог в 5000 реализованных автомобилей.
На фоне нефтяных цен, перешагнувших во 2 квартале 70-долларовую отметку, и стабильного 4%-ного роста ВВП платежеспособный спрос на автомобильном рынке продолжил восстановление.
Расходы казахстанцев на покупку новых автомобилей в июне достигли 3-летнего максимума – 49 млрд тг, или $146 млн»,
— отмечает председатель совета директоров «КазАвтоПрома» Олег Алферов.
Большинство автомобилей, проданных автосалонами, иностранной сборки, но отечественные производители отстают ненамного.
По данным «КазАвтоПрома», 13 752 автомобиля (52,9%) из числа реализованных по итогам отчетного периода пришлось на импорт,
12 237 покупателей (47,1%) остановили выбор на продукции казахстанских автозаводов
«Основным драйвером роста остается спрос на автомобили казахстанского производства: их
продажи по итогам полугодия удвоились, в то время как сбыт импортных автомобилей вырос лишь на 7,5%
Динамика рынка в первом полугодии существенно превзошла наши ожидания: совокупный прирост продаж приблизился к 38%. Консервативный сценарий предполагал темпы в пределах 25%.
Сегодня благоприятный макроэкономический фон позволяет нам прогнозировать рыночный рост по итогам года на уровне 35%», — отмечает Алферов.
По-прежнему главным драйвером развития отечественного автопрома является господдержка, в том числе и программа утилизации старых авто – в конце июня исполнился год с начала ее действия.
За это время возможностью сдать старую технику и получить скидку на новое транспортное средство отечественной сборки воспользовались свыше 10 тыс. граждан. В обмен на скидочные сертификаты ТОО «Оператор РОП» приняло 14 632 старые машины. Из них 13 455 сертификатов уже использованы владельцами на покупку 7 359 казахстанских автомобилей.
Кроме того, по данным kolesa.kz, в обмен на деньги (48 тыс. тенге либо 150 тыс. тенге, в зависимости от состояния)
у населения принято 54 249 ТС, вышедших из употребления. Общий размер выплат составил 8 млрд 139 млн тенге
Таким образом, за год с дорог Казахстана было убрано почти 68,9 тыс. ед. автохлама, средним возрастом 25-30 лет.
Самой старой машиной, сданной в утиль, стал «Москвич-400» 1946 года выпуска, самой свежей — Lada Granta 2014 г
Больше всего старых авто доставили в приемный пункт Шымкента, меньше всего — в Атырау.
Поддержка отечественных производителей будет продолжаться. Помимо сохранения действующих программ, власти готовят новые проекты. Известно, что новые инструменты господдержки будут ориентированы на экспорт продукции отечественного производства —
производители получат льготы и преференции, но их размеры пока не известны
Об этом на пресс-конференции в правительстве сообщили член комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Парламента РК Мейрам Пшембаев и председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Алмас Матанов. По их словам, дополнительные меры позволят увеличить загруженность конвейеров.
«В планах производителей произвести 35 тыс. автомобилей в этом году
Сейчас обсуждаются детали по наращиванию экспорта автомобилей, прорабатываются рынки, меры стимулирования. Правительство работает над этим», – комментирует представитель МИР Алмас Матанов.
Что касается вторичного рынка, то тут также отмечается рост сделок, хотя и не столь значительный, как в случае с новыми авто.
По данным АКАБ, в 1 полугодии 2018 в республике зарегистрировано 563 416 транспортных средств всех типов (все сделки на вторичном рынке, включая переоформление автомобилей). Данный показатель на 19,2% больше, чем статистика 2017.
В июне было осуществлено почти 108 тыс. сделок купли-продажи, что на 12,5% выше майских показателей
и является максимумом за 4 года. Впрочем, рост числа сделок все еще происходит за счет перепродажи старых авто.
Так почти 2/3 от общего числа июньских регистраций — автомобили возрастом старше 10 лет (70 606 ед.). Наибольшая доля регистрации — за техникой старше 20 лет – 40 571 авто. От 10 до 20 лет – 29 937 единиц.
На технику возрастом от 3 до 10 лет приходится 25 672 авто, до 3 лет – 11 676 авто.
«По итогам 1 полугодия лидером становится Алматинская область, — в январе-июне было зарегистрировано 82 592 авто
На втором месте упраздненная Южно-Казахстанская область – 79 378 зарегистрированных автомобилей.
Третья и четвертая позиция рейтинга регионов за городами республиканского значения Алматы (71 272 ед.) и Астана (48 076 ед.). Пятерку замыкает Карагандинская область – 39 116 авто», — отмечают в АКАБ.