КазАвтоПром считает, что государство должно оказать помощь отечественным автопроизводителям, облегчив им выход на рынок Узбекистана. Подобные заявления звучат не впервые: осенью 2017 года представители отрасли добились льгот, но к ощутимым изменениям это не привело.
Для того чтобы казахстанские автопроизводители были конкурентоспособны на международных рынках, им нужны новые субсидии, а также предэкспортное финансирование. Об этом сообщил председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов. По его словам,
поддержка государства помогла бы Казахстану начать экспорт автомобилей в соседний Узбекистан
«Перспективы реализации потенциала для нашей отрасли в Узбекистане есть. Но остаются барьеры внутреннего характера. Они связаны с необходимостью сокращения издержек по транспортировке и сертификации.
Решение этих проблем требует комплексной поддержки государства
Речь идет о предэкспортном и экспортном финансировании зарубежных поставок, субсидировании транспортировки, страховании и этих поставок, и дебиторской задолженности», — приводит слова Алферова LS.
Это не первый раз, когда казахстанкие производители просят помочь им решить вопрос с узбекским рынком.
В сентябре 2017 года председатель КазАвтоПрома Даулет Бакберген обратился к министру нацэкономики Тимуру Сулейменову, выразив озабоченность, что в проекте постановления президента РУ «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан»
не предусмотрено льгот для казахстанских автопроизводителей, хотя эту идею поддержали главы обеих стран
Текст документа предполагает сохранение запретительных ставок акцизов на автомобильную технику казахстанского происхождения в размере 2,4 долл./куб. см.
При этом в отношении импорта автомобилей
из России и Украины предусмотрена символическая ставка акциза в размере 2% таможенной стоимости
«Иными словами, с утверждением проекта постановления в текущей редакции
рынок Узбекистана останется закрыт для казахстанских автопроизводителей, а их продукция дискриминирована»,
— отмечал в своем письме председатель Совета директоров КазАвтоПрома.
В результате слова руководства были услышаны – для казахстанских производителей также были снижены ставки акцизного налога до уровня 2% от таможенной стоимости.
Пока пользы от этой льготы немного. По итогам января-апреля 2018 года
экспорт легковых автомобилей в Узбекистан составил 798,9 тыс. долларов (продано 19 ед. автотранспорта)
В 2017, когда льгот не было, доход от зарубежных продаж составлял 656,9 тыс. долларов.
В сентябре 2017 года КазАвтоПром указал еще на один момент в торговых отношениях с Узбекистаном:
продукция узбекского автопрома на казахстанском рынке не облагается таможенными пошлинами и акцизами
при пересечении границы. При этом льготные режим действует уже более 20 лет – с 1996 года.
Бакберген предложил решить ситуацию кардинально: либо обеспечить казахстанским автопроизводителям льготный выход на рынок Узбекистана,
либо поставить ограничительные меры для продукции узбекских автозаводов
Льгот автопроизводителей Узбекистана не лишили (по крайней мере, об этом не было объявлено) и те воспользовались ситуацией. Восстановление авторынка Казахстана привлекло зарубежных продавцов, в результате чего импорт легковых автомобилей из Узбекистана по итогам 4 месяцев вырос с 3,8 до 5,8 млн долларов.
В январе-апреле в Казахстан было продано 1070 единиц авто
Всего же за 4 месяца в нашу страну было импортировано 4024 единиц легковых автомобилей общей стоимостью 91,5 млн долларов. Казахстанские автопредприятия за это же время выпустили около 9,3 тыс. единиц автотранспорта.
Олег Алферов вновь поднял и вопрос о госзакупках отечественных авто. По его словам,
госорганы снизили покупки иностранных машин с 12% до 5%, но было бы лучше, если бы показатель упал до нуля
«Наш союз ратует за то, чтобы снизить процент до нуля, поскольку это общепринятая практика во всех без исключения странах, развивающих автопром.
Один из краеугольных элементов отраслевого развития – это преференции в рамках госзакупок, поэтому
мы выступаем за то, чтобы восстановить ограничение на приобретение иностранных автомобилей,
которые были упразднены в 2017 году, тогда эта цифра сократится с 5% до нуля», — сказал он на пресс-конференции 25 июля.
По данным председателя совета директоров КазАвтоПрома, в 1 полугодии 2018 года госорганы приобрели 92 автомобиля на 677 млн тенге.
«Самый дорогой автомобиль, купленный в 2018 году, – это Toyota Land Cruiser 200. Две машины этой марки приобрел РГП «Казахавтодор» комитета автомобильных дорог (Министерство по инвестициям и развитию) по цене свыше 27 млн тенге каждый.
Эта модель-рекордсмен в части стоимости среди приобретенных за рубежом
По автомобилям локального производства пока дать ответ я не готов», — отметил Алферов.