Об изменении кадровых диспозиций в высшем эшелоне власти Казахстана рассказал кадровый аналитик Ербол Едилов в интервью российскому порталу ИАЦ МГУ.
— Ербол, какие события в кадровой сфере в июне вы назвали бы наиболее знаковыми?
— В первую очередь мне хотелось бы отметить избрание Нуртая Абыкаева – представителя старой гвардии, многолетнего соратника Елбасы – президентом АО «Отандастар қоры» («Фонд соотечественников»), которое незаслуженно было обойдено вниманием со стороны СМИ.
На мой взгляд, это событие знаменует возвращение Нуртая Абыкаевича в большую политику
Полагаю, что он не только будет способствовать активизации процесса возвращения этнических казахов на историческую родину.
Абыкаев может занять позицию «особо доверенного лица», через которого Елбасы осуществляет коммуникации с элитой
Второй момент, который необходимо акцентировать, – это отставка перспективного и молодого генерала Талгата Татубаева с должности главы Национального бюро по противодействию коррупции при Агентстве по делам госслужбы.
Новый руководитель Нацбюро — Кайрат Сунтаев — в бытность нынешнего председателя Агентства по делам госслужбы Алика Шпекбаева первым вице-министром внутренних дел возглавлял Следственный комитет в составе МВД.
Возможно, после назначения Сунтаева была дана отмашка для возбуждения уголовных дел, которые напрямую бьют по интересам главы кабмина Сагинтаева. В частности,
речь идет о задержании в первой половине июня вице-президента АО «Кедентранссервис» Галыма Муканова
Отмечу, что президентом этой компании является Алимжан Абдиров – племянник премьера Бакытжана Сагинтаева.
В последнее время только ленивый не «отправляет» в отставку главу кабмина. Сначала речь шла о том, что «часом Х» для правительства Сагинтаева станет совместное заседание палат парламента 15 июня. Теперь говорят, что
до празднования 20-летия столицы перестановок не будет, но к осени — началу нового политического сезона — они неизбежны
— И все же Сагинтаев пользуется доверием президента. Именно он вместе с руководителем АП поехал в Шымкент и Туркестан для представления Г. Абдрахимова и Ж. Туймебаева активу города и вновь образованной Туркестанской области.
— Думаю, что это не более чем исполнение премьерских полномочий. Однако это не отменяет того очевидного факта, что над головой действующего премьера сгущаются тучи.
Что касается прогнозов относительно нового состава правительства, основными кандидатами
на пост премьера источники по-прежнему называют Аскара Мамина и Асета Исекешева
Особенно мне хотелось бы обратить внимание на кандидатуру Асета Орентаевича, как представителя новой волны госаппарате. После череды скандалов, в которых было дискредитировано высшее руководство страны, наверняка глава государства
захочет взять курс на кадровое обновление руководителей первого эшелона людьми нового формата
— Нельзя не упомянуть отставки Загипы Балиевой и Жании Аубакировой, произошедшие в июне. Вокруг обеих дам разгорелись скандалы. Балиевой не удалось избежать конфликта в связи с делом мальчика из ЮКО. Аубакирова была обвинена в финансовых нарушениях. Можно ли проследить какие-то закономерности в этих двух кейсах?
— Пожалуй, первое, что бросается в глаза в скандале вокруг Балиевой, – это
неумение чиновников старой формации работать в новых условиях информационной открытости
Наверняка не меня одного покоробила грубая и неуместная попытка детского омбудсмена пропиарить свою деятельность, приведя на встречу с депутатами мажилиса ребенка в маске.
Что касается нового назначения в Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, то, не комментируя суть конфликта между Жанией Аубакировой и ее подчиненной, хотел бы отметить
тренд на омоложение руководящего состава вузов в Казахстане и в целом системы образования
Арману Жудебаеву, сменившему Аубакирову на посту ректора консерватории, всего 32 года. С недавнего времени молодые ректоры возглавляют Восточно-Казахстанский госуниверситет им. С. Аманжолова (38-летний Мухтар Толеген) и Каспийский госуниверситет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова (32-летний Берик Ахметов).
На мой взгляд,
за этим стоит прежде всего кадровая политика министра образования и науки Ерлана Сагадиева,
в команде которого в качестве замов работают 36-летний Асхат Аймагамбетов и 40-летний Талгат Ешенкулов. Это, без сомнения, позитивный тренд. Необходимо, чтобы госаппарат пополнялся людьми новой формации.
— Одно время казалось, что между Абдрахимовым и Туймебаевым возникла напряженность в бытность первого акимом Шымкента. Это можно было бы объяснить тем, что должность главы областного центра не соответствовала амбициям Абдрахимова. Удастся ли в будущем этим чиновникам избежать конфликтности?
— Я бы не стал акцентировать эту потенциальную конфликтность. Отмечу только, что
руководство городом республиканского значения вполне соответствует амбициям Абдрахимова
Я также вижу глубокий символизм в образовании Туркестанской области: исторические аллюзии, связанные с Туркестаном, хорошо сопрягаются с идейными посылами программы духовного возрождения «Рухани жанғыру».
И Жансеит Туймебаев – доктор филологических наук, экс-министр образования и науки, посол Казахстана в Турции – именно тот человек, который может сыграть роль в возрождении духовной и исторической роли Туркестана.