Узбекистан и российская корпорация «Росатом» договорились о строительстве АЭС в Навоийской области. Благодаря грандиозному строительству соседи опережают Казахстан в реализации стратегически важного проекта.
На прошедшей 30 мая встрече в Ташкенте президент страны Шавкат Мирзиеёв и генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев уточнили последние детали строительства атомной станции. А обсуждать было что, ведь для строительства АЭС
потребуется 10 тыс. работников, а эксплуатация станции возможна при штате в 1,5 тыс. специалистов
По достигнутой договоренности практически все специалисты из Узбекистана будут проходить обучение в России.
Экономический эффект от АЭС для Узбекистана довольно ощутим. Во-первых, сейчас Ташкент реализует ряд реформ, направленных на модернизацию перспективных кластеров с целью дальнейшего ускорения экономического роста. А для этого необходима энергия, потребление которой будет постоянно расти.
В связи с этим Ташкент рассчитал наиболее перспективные источники энергии, в числе которых 1 место занимает атомная. И это понятно, ведь основу узбекской энергетической системы составляют ТЭС, где генерируется около 86% электроэнергии, производимой в республике. На ГЭС приходится всего 14% вырабатываемой в республике электроэнергии.
Во-вторых, растущие потребности республики в электроэнергии подталкивают Ташкент к оперативному принятию решений. Так, например, если в 2006 году потребность в электроэнергии составляла 49,3 млрд. кВт.ч., в 2017 она выросла почти на 20% – до 60,7 кВт. ч.
К 2020, по прогнозам экспертов, потребность в электроэнергии по сравнению с 2017 возрастет на 15,5%, достигнув 71,8 млрд кВт. ч.
В-третьих, Узбекистан учитывает, что
срок службы оборудования современных АЭС составляет 50-60 лет в отличие от 30-35 лет угольных ТЭС
В этом плане строительство АЭС отвечает интересам национальной экономики республики. Таким образом, действия властей РУ по строительству АЭС носят не только необходимый, но и стратегически важный характер для будущего экономики республики.
Несколько лет назад в Институте атомной энергии Казахстана подсчитали, что разведанные запасы урана составляют 19% от мировых запасов и 43,6% от запасов энергоносителей в республике в пересчете на условное топливо.
Возникает парадоксальная ситуация. Казахстан, занимая 3 место в мире по запасам урана и 1 место по его добыче, не развивает полную технологическую цепочку — от добычи урана до получения из него электроэнергии. Страна отдает предпочтение банальной продаже сырья другим странам.
Между тем,
запасов казахстанских недр с лихвой хватит для строительства и успешной эксплуатации сразу нескольких АЭС
При этом АЭС могут удовлетворить спрос на электроэнергию, а также способствовать постепенному переходу от угольных станций к АЭС.
Вспоминается высказывание тогда еще и. о. директора Института атомной энергии Юрия Васильева — в стране
ТЭС производят 70% электроэнергии, при этом сильно загрязняют атмосферу
К тому же, с 2013 года в Казахстане остро ощущается дефицит электроэнергии. Для обеспечения потребностей к 2030 году понадобится еще как минимум 6,6 ГВт электроэнергии. А где их взять – пока не знает никто.
Осознавая востребованность в дополнительных объемах электроэнергии, ученые изучили наиболее перспективные места для размещения АЭС. Были выбраны 5 площадок: Актау, Балхаш, Тургай, Семипалатинский ядерный полигон и Шымкент.
Многие склонялись к Балхашу, там есть линия электропередачи нужной мощности и обширный пруд-охладитель
При этом АЭС гармонично вписывалась в национальную энергосистему и могла питать электроэнергией все южные регионы Казахстана. Однако Балхаш был снят с повестки дня после, того как
в 2010 году в Астане было принято решение о строительстве там угольной ТЭЦ мощностью 1,320 тыс. МВт.
Другим широко обсуждаемым вариантом размещения АЭС стала Мангистауская область. Одним из плюсов стал возведенный в свое время первый атомный реактор на быстрых нейтронах (БН-350). Правда, в погоне за статусом Астана закрыла его в 1999 году.
Между тем еще не все потеряно,
в Актау можно возвести АЭС на водяном блочном энергетическом реакторе мощностью 300 МВт
И здесь есть свои плюсы, ведь порядка 80% действующих энергоблоков по всему миру работают на водяном блочном энергетическом реакторе. При этом АЭС обладает повышенной безопасностью, ведь она будет строиться с учетом мирового опыта.
Минусом размещения электростанции в Актау является местоположение. Производимую здесь электроэнергию АЭС довольно сложно продать куда-то еще или перегнать на юг республики, который испытывает дефицит электричества.
Несмотря на бурные обсуждения строительства АЭС, ситуация в Казахстане не изменилась. Не изменилась она и после того, когда еще в 2013 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на совещании по «Стратегии-2050» отметил:
«Мы должны иметь атомную электростанцию в Казахстане по разным причинам. И мы можем сейчас это сделать»
После этого был проведен ряд встреч с участием российских и казахстанских экспертов. Был разработан проект соглашения о строительстве АЭС в республике и ТЭО работ.
В январе 2015 года министр энергетики Владимир Школьник сообщил о возможном строительстве даже 2-х электростанций – в районе Курчатова (ВКО) и пос. Улкен (оз. Балхаш, Алматинская область).
Однако слова остались лишь на бумаге, поскольку Акорда до сих пор не может определиться с целесообразностью строительства АЭС на территории республики.
Проект строительства АЭС в Казахстане находится в замороженном состоянии. Этому способствует ряд обстоятельств. Во-первых, отсутствие интереса Акорды к решению энергетических вопросов республики. Во-вторых, довольно существенная сумма проекта.
Ориентировочно возведение АЭС может обойтись бюджету в 5 млрд долларов
В-третьих, радиофобия у населения и неприятие атомного вопроса.
Нужно учитывать, что в последние годы Астана больше сконцентрирована на реализации PR-проектов, способных оказать общественный резонанс и укрепить имидж Казахстана. А на подобные проекты всегда найдется финансирование и исполнители как в республике, так и за рубежом.
Что же касается АЭС, ситуация во многом повторяет многолетнюю кампанию по определению целесообразности строительства на территории страны нового НПЗ. Поэтому в краткосрочной перспективе не стоит ожидать от Астаны судьбоносных решений в этом отношении. Но очевидно, что
Ташкент, построив станцию, даст толчок развитию национальной экономики
Напомним, в мире работает 448 реакторов, 57 из них – в процессе строительства. По данным МАГАТЭ, в 2016 году
28 стран присоединились к ядерной программе и заявили о желании развивать ядерную энергию
Сегодня в ОАЭ строится 4 энергоблока с ядерными реакторами Advanced Power Reactor (АТР) 1400 на строящейся АЭС Barakah в западном регионе эмирата Абу-Даби.
В Беларуси в 2019 году будет запущена атомная станция «Островец». Это водо-водяной энергетический реактор (ВВЭР-1200) поколения «3+», состоящий из 2-х энергоблоков суммарной мощностью 2400 МВт, который спроектировал Росатом.
Пуск первого энергоблока состоится в 2019 году, второго — в 2020. Главная особенность проекта заключается в комбинированном использовании активных и пассивных систем безопасности, заметно снижающих влияние человеческого фактора.