В мире интерес к «великому и могучему» высок, но ресурсов на его преподавание катастрофически не хватает. Причина в том, что профессия учителя русского языка для иностранцев появилась всего 50 лет назад.
Россотрудничество и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина запускают совместный проект «Магистры русского языка» для подготовки и направления преподавателей РКИ в российские центры науки и культуры за рубежом.
Суть программы по поиску преподавателей проста – хорошо закончившие первый год магистратуры студенты российских вузов могут подать онлайн-заявку, пишет Sputnik. Несмотря на политические осложнения
В это время Россотрудничество и Институт русского языка им А. С. Пушкина выберут лучших, проведут дополнительную подготовку и отправят магистрантов на несколько месяцев преподавать «великий и могучий» за границу.
Проект был организован, потому что
интерес к русскому языку в мире сохраняется, несмотря на политические перипетии
Только в центрах Россотрудничества обучается 16 тыс. человек, и это не считая 6500 школ с преподаванием русского языка в разных странах и курсов в вузах.
Обеспечить материалами и грамотными педагогами всех желающих пока не получается – не хватает ресурсов, посетовала руководитель Россотрудничества Элеонора Митрофанова.
К тому же, профессия преподавателя русского языка для иностранцев появилась всего 50 лет назад, рассказала ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Маргарита Русецкая.
«Преподаватель русского языка как иностранного – отдельная профессия. 50 лет назад ее не было в нашей стране. Вообще, не было очевидно, что преподавать русский иностранцам нужно по отдельной программе», — пояснила она.
Сегодня эта специальность осваивается на магистерских программах, поэтому к участию в конкурсе допускаются студенты именно этой ступени высшего образования.
Победители 1 года программы поедут учительствовать в 10 стран по всему свету, начиная от Аргентины и заканчивая Финляндией
Из постсоветских стран в список попали лишь Армения и Азербайджан – только там успели и сумели создать необходимые условия для преподавателей программы.
Как рассказала Элеонора Митрофанова, страны бывшего СССР остаются одним из ключевых направлений работы ведомства.
«По каждой стране СНГ сделаны дорожные карты. Мы знаем, в каком месте, в каком поселке кто работает – где «Русский мир», где институт Пушкина, где университет. У нас есть полная картина.
Я не считаю, что мы должны быть суперкоординатором, чтобы все регулировать и бюрократизировать. Это вообще не нужно… Все розы должны цвести под солнцем», — объяснила чиновница.
Спрос на русский язык в странах СНГ большой, особенно в Центральной Азии,
пояснила Митрофанова.
Только в Таджикистан в 2017 году 30 человек поехали преподавать в школы по линии Россотрудничества. Столько же планируется отправить в 2019. Аналогичные заявки поступают из Узбекистана и Туркменистана.
По новой же программе «Магистры русского языка» только в первый год планируется отобрать для преподавания 100 человек.
На 2019 год планируется значительное расширение – уже 500 победителей отбора смогут поехать в 30 стран