Молоко, сливки, кефир и другая молочная продукция трех предприятий Казахстана запрещена к ввозу в Россию. Россельхознадзор подозревает их в мошеннической схеме поставок.
Согласно сообщению на сайте Россельхознадзора,
с 1 июля 2018 года будут введены временные ограничения на поставки в РФ продукции с предприятий Казахстана
Под санкции попадают:
«Такое решение было принято службой по причине выявления мошеннической схемы поставок в Россию с белорусских предприятий, в отношении которых действуют ограничительные меры, продукции под видом товаров, отгружаемых в адрес казахстанских получателей», — говорится в сообщении.
Поводом стало несоответствие в статистических данных.
По данным Беларуси, экспорт молочной продукции из этой страны выше, чем доходит до Казахстана
«По статистическим данным о взаимной торговле между государствами ЕАЭС, размещенным на сайте Евразийской экономической комиссии, в период с января по декабрь 2017 г. Республика Беларусь экспортировала в Казахстан 34 843 тонны молочной продукции (товарные позиции ТН ВЭД ЕАЭС 0401-0406) на сумму 72,2 млн долларов.
При этом Казахстан импортировал всего 22 797 тонн на сумму 39,8 млн долларов», — поясняют в Россельхознадзоре.
Таким образом, по мнению ведомства,
недостающие 12 тыс. тонн продукции после легализации осели на территории России
Аналогичная картина, по данным российской стороны, складывается и в 2018 году. Глава ведомства Сергей Данкверт в конце мая уже говорил, что
Казахстан резко нарастил экспорт сухого молока в Россию. Это послужило поводом задуматься, откуда в Казахстане оно вообще взялось
«Казахстан, вполне вероятно, поставляет белорусское сухое молоко. В связи с этим мы готовим письмо в адрес ветслужбы этой страны, чтобы
проинспектировать казахстанские предприятия и прекратить, возможно, незаконные поставки продукции»,
— сообщил он.
Как следует из последнего сообщения Россельхознадзора, подозрения вызвали именно те предприятия, которые в итоге и попали под санкции: ТОО «Тайынша-Астык», ООО «ДЕП» и ТОО «Молпродукт».
«К сожалению, казахстанская сторона отказала Россельхознадзору в посещении указанных компаний
По этой причине Россельхознадзор принял решение ввести вышеобозначенные ограничения, которые будут действовать до выяснения ситуации, включая проведение совместной проверки указанных казахстанских предприятий», — говорится в сообщении Россельхознадзора.
Причина, по которой ведомство выступает против попадания в Россию белорусского молока, защита своих производителей. Неоднократно говорилось о том, что
белорусы демпингуют цены, вынуждая российские компании работать в убыток,
что в итоге оборачивается многомиллиардными субсидиями из бюджета. В такой ситуации для производителей и властей проще и дешевле убрать с рынка хотя бы часть конкурентов.
Официальный повод, конечно, иной. В Беларуси, по заверениям Росссельхознадзора, действуют схемы легализации продукции:
подсанкционные товары, которые нельзя ввозить в Россию, «перебиваются» в Беларуси и все-таки попадают на рынок РФ
Российская сторона время от времени ловит таких нарушителей, ограничивая или вовсе запрещая ввоз. Но те находят альтернативные пути – например, благодаря легализации через казахстанские предприятия.
Это не первый «продуктовый» конфликт между этими странами.
Торговые отношения России и Беларуси вообще часто становятся объектом критики со стороны РФ:
тут обвинения разнятся от нарушений правил торговли и демпинга цен до ввоза некачественного товара.
Есть примеры и 3-стороннего конфликта интересов: в 2017 году российские производители потребовали лишить Беларусь и Казахстан льгот на импорт сырца – сырья для изготовления сахара.
Причина – производители не насыщают товаром внутренние рынки, а продают его в Россию, мешая работе предприятий РФ
Вопрос решался на уровне глав правительств стран, причем для населения все завершилось не лучшим образом. В Беларуси, например, до сих пор законодательно запрещено продавать сахар в рознице ниже определенной цены.